1.1 Проблемы и перспективы применения сетевых и дистанционных технологии в образовании

Широкое внедрение сетевых технологий в обучение порождает как новые возможности, так и целый ряд новых проблем в образовании. Для образования особенно велико значение облачных технологий. В новой сетевой образовательной парадигме следует отказаться от строгой упорядоченности классических подходов к образованию; ее методологической основой должна стать теория беспорядочности, хаоса. Компьютерные сети в обучении целесообразно применять для совместного использования программных ресурсов, интерактивного взаимодействия в ходе выполнения коллективных проектов.

XXI век вполне обоснованно тесно связывают с развитием информационных сетевых технологий, которые проникают буквально во все сферы социальной жизни. В расширяющемся с прогрессирующей скоростью сетевом пространстве принципиально меняются как формы сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации, так и процесс создания нового продукта. Проявилось такое явление, как кластеризация пользователей интернета в группы по интересам, которые приобрели формат кластеров, объединяющих вокруг идей людей, находящихся в разных концах планеты. Зачастую такое объединение происходит в социальных сетях, которые являются новой ступенью развития и распространения компьютеров и интернета, их «симбиозом» с человеком, обществом. Социальные сети позволяют в невиданных масштабах раздвинуть рамки человеческого общения, они быстро проникают и в образование. Одним из наиболее перспективных инновационных направлений развития сетевых технологий является развитие ИТ для обучения на основе внедрения облачных вычислений, идеология которых заключается в переносе организации вычислений и обработки данных в существенной степени с персональных компьютеров на серверы всемирной сети. У человека появляются немалые дополнительные возможности реализовать собственный индивидуальный интеллектуальный потенциал в коллективной работе с другими пользователями сети.

В результате интенсивного расширения сетевого пространства условия для образования в современную эпоху в корне поменялись. Молодые люди развиваются в динамичной информационной среде, быстро осваивают новые информационные и коммуникационные средства и технологии для решения задач своей жизнедеятельности. Однако молодежь привыкает чаще рассматривать эти средства и технологии только как инструменты общения, развлечения, релаксации. Стиль мышления сегодняшних школьников и студентов за счет их постоянного общения в сети с массмедиа становится образно-эмоциональным и все меньше тяготеет к абстрактным построениям, что идет вразрез с привычным вербальным стилем изложения учебного материала и со сложившимися методами усвоения содержания образования.

Целостность знания нарушается, для людей все более характерно фрагментарно-клиповое сознание, они перестают чувствовать необходимость воссоздания целостной картины мира. Отдельные фрагменты знаний, почерпнутые из интернета, создают иллюзию пребывания на переднем крае науки и техники без особого напряжения ума и приложения к этому значительных усилий.

В последние годы вкладываются миллиарды рублей и долларов в информатизацию системы образования. Происходит планомерное оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, ширится доступ обучающихся в интернет, создаются открытые электронные образовательные ресурсы нового поколения, развивается система дистанционного обучения, функционируют программные средства специализированного назначения и т.п. Хотя об информатизации и компьютеризации образования уже написаны десятки сотен книг, но, к сожалению, их авторы, как правило, увлечены чисто технической стороной проблемы, фундаментальная же наука, занимающаяся разработкой концептуальных подходов, не успевает за всей этой кипучей деятельностью.

На вопрос о том, есть ли сегодня заметные качественные сдвиги в обучении при широком использовании средств информатизации, к сожалению, вряд ли можно дать однозначный положительный ответ. Педагогическое сообщество оказалось не готово как к широкому использованию в учебно-воспитательном процессе преимуществ и достоинств информационных технологий, так и к тем негативным явлениям, которые связаны с тотальной компьютеризацией. Между тем требуется не просто внедрение в обучение информационных технологий, а принципиально иная методологическая основа образования, радикальное обновление его целей, содержания, форм, методов и средств с учетом протекания информационных и коммуникационных процессов в среде глобальных взаимодействий, в которых вырастает современная молодежь. Информатизация образования призвана активизировать самостоятельность обучающихся, способствовать индивидуализации учебного процесса, смещению обучения к самообучению и самообразованию.

В новой системе обучения и воспитания следует в первую очередь отказаться от строгой упорядоченности классических подходов к образованию; ее методологической основой должна стать теория беспорядочности, хаоса, когда в учебный процесс вводится фактор творческой непредсказуемости, а главные усилия педагогов направляются на создание мощной креативной среды, где каждый обучающийся наделяется правом выбирать и самостоятельно конструировать свою образовательную траекторию.

В вузах в первую очередь необходимо кардинально изменить технологии внеаудиторной самостоятельной работы. Достичь заметных, значимых изменений в профессиональном сознании нынешнего поколения студентов можно только при новых педагогических подходах. Традиционная образовательная среда для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов должна быть существенным образом дополнена электронной сетевой частью, для которой могут быть использованы облачные технологии, приемы и методы среды социальных сетей, мобильных технологий, виртуальной реальности и т. п. В сетевой среде взаимодействий обучающийся должен получить возможность выбора вариантов решения образовательных задач, построения индивидуального образовательного маршрута, возможность проявления высокой степени самостоятельности и образовательной инициативы.

Стиль взаимодействия в сетевой среде можно охарактеризовать большей степенью доверия, свободы, самостоятельности и т.п. Процесс восприятия учеником нового материала в подобных условиях становится, как правило, нелинейным. Садясь за компьютер, он, не задумываясь, перескакивает с одного на другое, погружается в еще незнакомые области знаний либо возвращается к уже забытому или по каким-то причинам пропущенному материалу. Требование поступательного, последовательного процесса познания, когда все новое основывалось бы на предыдущем, «понятном» и «объясненном», устаревает, становится несовременным. Когда человек осознает, что он что-то не понимает, и начинает искать сам нужную информацию или задавать учителю вопросы, происходит важнейший акт самообразования.

Добиться строгой последовательности, линейности в освоении социального опыта в школе уже не удается. Педагогам предстоит отказаться от линейной поточной, групповой практики традиционных педагогических технологий в пользу нелинейных, многовариантных педагогических практик. Важнейшей задачей школы становится нелинейное упорядочивание информации, полученной из сетей, приведение ее в самоорганизующуюся систему. Это особенно важно при освоении фундаментального ядра содержания образования, т. е. тех элементов, которые как бы «цементируют» картину мира ученика, представляют собой ее узлы, ключевые точки.

В современных условиях функционирование системы образования (во всяком случае, ее основных подсистем, связанных с передачей информации, усвоением нового материала и его творческим применением) можно и нужно рассматривать как организацию сложных нелинейных самоорганизующихся систем.

Сегодня в учебном процессе саморазвитие его субъекта принимает форму самообразования. Главным становится не передача знаний, а овладение способами их пополнения и умениями быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах информации. Вопросы самообразования учащихся в отечественной педагогике мало разработаны, а в области школьного образования теоретические и практические разработки такого плана — вообще редкость.

Самоорганизация знания, возникновение у школьника, студента, магистранта, докторанта системы знаний представляется исключительно сложной, интересной процедурой, пока мало изученной. В ней в качестве параметров порядка выступают основные научные идеи, концепции и необходимые практические навыки.

Н. Винер считал, что каждая система имеет цель — программу поведения системы. В сетевом пространстве субъект самостоятельно определяет цели и задачи своей образовательной деятельности, конкретизируя их для себя, проявляя свои личностные смыслы и выделяя то, что близко и значимо для него самого. Последнее будет проявляться и в отборе содержания, и в способах достижения поставленных целей. Но для сложных систем цель внутри самой системы может быть и не видна, т. е. она является метацелью, которая прослеживается только для стороннего наблюдателя. Таким сторонним наблюдателем может быть прежде всего педагог, а также коллеги по обучению, другие партнеры из внешней среды. Они могут оказать не только помощь и поддержку студенту в его учебной работе, но и помочь скорректировать цели образовательной деятельности.

Необходимо создавать такие условия, при которых субъект начинает управлять своими действиями, рефлексировать их результаты и оперативно корректировать образовательный процесс. Новые условия должны обеспечивать приток знаний из внешней среды, инициировать самореализацию обучающихся в решении образовательных задач, актуализировать технологии презентации продуктивных, творческих результатов работы автора и их сетевых обсуждений, стимулировать рефлексивные реакции студентов и т. п. При этом в ситуации решения задач будущей профессиональной деятельности самое главное стимулирование становления профессионально значимых качеств личности.

Обучение культуре труда и участию в коллективной деятельности — серьезная педагогическая проблема. Было замечено, что выпускники наших отечественных вузов зачастую являются прекрасными солистами, но там, где дело касается согласованных коллективных действий, они проигрывают по сравнению с зарубежными специалистами. Дело в том, что групповые студенческие проекты, в которых люди вместе проходят дорогу от освоения знаний и навыков к профессиональной жизни, в практике западного образования, в отличие от отечественного, наиболее распространенная форма обучения. Решение учебных и профессиональных задач через электронную сеть, когда ведущим становится принцип кооперации и сотрудничества, во многом облегчает процесс формирования умений работать сообща, в команде, прилагая коллективные усилия.

Компьютерные сети в обучении можно применять для совместного использования программных ресурсов, осуществления интерактивного взаимодействия, своевременного получения информации, непрерывного мониторинга качества полученных знаний и т.д. При таком образовании учебную деятельность учащийся осуществляет во взаимодействии с другими пользователями сети и с компьютером, т.е. учебная деятельность становится не индивидуальной, а совместной. На такое обучение нам надо смотреть как на процесс, происходящий в учебном сообществе, в котором и ученики, и учителя, и компьютер выполняют свои вполне определенные функции.

Такой вариант сетевого образовательного взаимодействия называют моделью распределенной образовательной деятельности. Это типичный прообраз облачных технологий. Удаленные сервисы современной сетевой среды открывают принципиально новые возможности для пользователей, распределенных в пространстве и во времени. Сетевые технологии позво- ляют выполнять совместные проекты в группах: подготовку текстовых файлов и презентаций; организовывать обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, создание таблиц и схем в текстовом редакторе, коллективное построение схем и моделей, рисование в распределенном формате, а также выполнение иных видов совместных образовательных и профессиональных действий. На сетевом сервисе фиксируются и хранятся результаты работы каждого пользователя, они в любой момент могут быть проанализированы и откорректированы. Обратные связи в такой модели замыкаются самими участниками сетевой деятельности, составляя основу взаимокоррекции в сетевом образовательном процессе.

Произведенные пользователями последовательности операций работают на общий результат, поэтому появляется возможность в течение короткого времени выполнить трудоемкую работу. На выходе возникает общий продукт, являющийся следствием взаимодействия связанных индивидуумов или их сообществ. Тем самым реализуется принцип обучения в кооперации и сотрудничестве в решении учебных и профессиональных проблем. Взаимодействие в виртуальной среде во многом снимает проблемы субъективно- психологического характера, мешающие решению поставленных задач, что в условиях реального общения часто выдвигается на передний план.

В Жетысуском университете учебные проекты с использованием сетевых технологий применялись при обучении математике студентов-гуманитариев. Для таких студентов первоочередной является не проблема понимания, а проблема мотивации, развития познавательной активности. Сетевые технологии способствуют решению этой проблемы, сопряжению гуманитарных и математических знаний, сближению процессов обучения и исследования, обучения и воспитания. Как показал опыт, если в процессе обучения математике студентов-гуманитариев применить разработанную нашими преподавателями методику использования учебных сетевых проектов с использованием современных информационных технологий, построенную на решении задач, профессионально значимых для студентов, то это приводит к повышению познавательной активности студентов. Главное в таком обучении — максимальная доступность знаний, возможность для преподавателя разрабатывать индивидуальный подход для каждого студента, что открывает принципиально новые возможности ускоренного индивидуального развития каждого студента.

Большие возможности сетевые технологии представляют в организации совместной междисциплинарной деятельности большого коллектива преподавателей и учащихся как наиболее рациональной стратегии формирования компетенций студентов в процессе решения квазипрофессиональных задач. Эти технологии позволяют осуществить быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс, организацию интерактивных занятий и коллективного преподавания, а также различных форм контроля.

Широкое внедрение в образование сетевых технологий стимулирует оформление новой педагогической парадигмы, а в определенном смысле и порождает ее. Главное в этом процессе — добиться максимальной активности личности учащегося при обучении в сетевом пространстве, когда он сам будет определять параметры своего образования.

Сетевые технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника (студента) к жизни в современном информационном обществе.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 2.СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ