1.2 Модели сетевого взаимодействия при введении профильного обучения

При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня   и   направленности   с   использованием    ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Образовательная сеть может строиться в двух основных направлениях.

Первый вариант – как интеграция нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует ресурсный центр.

Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах. Есть все основания предполагать, что в этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени школы начинает получать образовательные услуги более чем в одном образовательном учреждении.

Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение учащихся конкретного образовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения. Сетевое взаимодействие может строиться в двух основных формах:

  1. ресурсный центр;
  2. паритетная кооперация.

Оба варианта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений могут иметь различные структурные и функциональные построения. Их выбор определяется главным образом теми, кто выступает в качестве его субъектов (инициаторов): обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием. Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

  • расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся;
  • сохранение и (или) расширение контингента учащихся;
  • обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;
  • внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;
  • привлечение внебюджетных средств.

Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации – совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов учащихся.

Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в целях реализации профильного обучения, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования ресурсов системы образования, оптимизации управления его региональными и муниципальными структурами.

Рассмотрим модель построения образовательной сети на основе ресурсного центра.

В соответствии с концепцией профильного обучения ресурсными центрами могут быть образовательные учреждения, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которых достаточен для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Соответственно, чтобы образовательное учреждение дистанционного обучения, вокруг которого формируется образовательная сеть, стало ресурсным центром для профильных школ, необходимо, чтобы его потенциал включал следующие составляющие:

Образовательный ресурс:

  • интерактивные   мультимедиа   сетевые   профильные учебные курсы;
  • интерактивные   мультимедиа   сетевые   элективные учебные курсы;
  • интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;
  • интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа;
  • банк проектных заданий;
  • интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки;

  • медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов;
  • различные базы данных, содержащие информацию, необходимую для организации учебной деятельности учащихся: статистическую, справочную и т.п.;
  • интерактивные тренажеры;
  • интерактивные тесты.

Кадровый ресурс:

  • сетевые методисты;
  • сетевые преподаватели;
  • сетевые педагоги-кураторы (тьюторы);
  • сетевые психологи;
  • сетевые администраторы.

Функциональный ресурс:

  • электронный журнал;
  • форумы;
  • статистическая база.

Технический ресурс:

  • компьютеры;
  • принтеры;
  • сканеры;
  • проекторы;
  • веб-камеры;
  • экраны;
  • выход в Интернет и др.

Обязательным для любого ресурсного центра дистанционного обучения, входящего в образовательную сеть с тем же статусом, является лицензирование образовательной деятельности, экспертиза всех имеющихся сетевых информационно-образовательных ресурсов и последующая их апробация в экспериментальном режиме на предмет соответствия содержания сетевых учебных курсов требованиям к обязательному минимуму содержания и Республиканскому компоненту образовательного стандарта общего образования, а также на предмет целесообразности используемых в учебном процессе педагогических технологий.

Ресурсные центры дистанционного обучения аккумулируют вокруг себя различные образовательные учреждения и организации. При этом они могут функционировать как для сформированных профильных классов, так и в условиях организации учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия.

Модель «Ресурсный центр дистанционного обучения для профильных классов»

Информационно-образовательный ресурс в виде сетевых профильных учебных курсов, элективных курсов, базовых учебных курсов посредством Интернета поступает в каждое образовательное учреждение, входящее в сетевое взаимодействие, и используется учителями школ в соответствии с целями и задачами учебного процесса для проведения уроков в профильных классах, а также в системе дополнительного образования.

Данную модель образовательному учреждению целесообразно использовать в следующих случаях:

  • при недостатке квалифицированных педагогических кадров в условиях выбора многопрофильного варианта обучения;
  • при недостатке элективных курсов, поддерживающих каждый профиль;
  • когда целесообразно интенсифицировать освоение учащимися образовательных программ по базовым предметам учебного плана;
  • когда целесообразно дополнить или расширить возможности для освоения учащимися отдельных базовых предметов ввиду сокращения учебных часов на эти предметы в инвариантной части учебного плана;
  • при необходимости совершенствования методической базы и пополнения запаса наглядных средств обучения;
  • когда лабораторная база не укомплектована и школа испытывает недостаток в оборудовании и расходных материалах;
  • когда планируется расширить спектр образовательных услуг в системе дополнительного образования, а также в сфере оказания платных образовательных услуг;
  • если отсутствует возможность обеспечения сопровождения учащихся из одного образовательного учреждения сети в другое, что является обязательным в том случае, если ресурсным центром в сети является традиционное образовательное учреждение (гимназия, лицей, центр образования и т.п.) и учащимся приходится перемещаться в течение учебного дня между ними.

Модель «Ресурсный центр дистанционного обучения в условиях реализации индивидуальных учебных планов учащихся»

Ресурсные центры дистанционного обучения, аккумулирующие вокруг себя образовательные учреждения, которые реализуют в учебном процессе индивидуальные учебные планы учащихся, функционируют по другой схеме.

Образовательное учреждение запрашивает в ресурсном центре дистанционного обучения сетевые учебные курсы в соответствии с запросами учащихся, отраженными в индивидуальных учебных планах, и предоставляет им возможность самостоятельно осваивать эти курсы. При этом школа имеет возможность разбивать учащихся класса на малые группы сотрудничества по предметам, выбранным ими в соответствии с индивидуальными учебными планами, и не предусматривать отдельных учебных помещений для каждой группы. Достаточно разместить всех учащихся класса в одном оборудованном компьютерами помещении с выходом в Интернет и провести урок по выбранным сетевым учебным курсам. Сетевой урок может проводиться в присутствии классного руководителя и поддерживается сетевыми преподавателями. Такое построение учебного процесса позволяет образовательному учреждению:

  • расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых учащимся в соответствии с их образовательными потребностями;
  • использовать систему частичного экстерната с целью интенсификации и оптимизации учебного процесса;
  • реализовать индивидуально-ориентированный подход, не привлекая к работе дополнительные педагогические кадры;
  • предоставить учащимся возможность самостоятельно организовать свою учебную деятельность через выбор темпа и ритма занятий, адекватного их психолого-педагогическим особенностям;
  • организовать занятия по различным предметам в одной учебной аудитории;
  • экономить время и средства за счет отсутствия необходимости организовывать передвижение учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;
  • индивидуализировать занятия в системе дополнительного образования.

Учебный процесс, как в режиме индивидуального освоения образовательных программ, так и при организации работы учащихся в малых группах сотрудничества по первой и второй модели, поддерживают сетевые преподаватели и педагоги-кураторы (тьюторы), работающие в ресурсном центре дистанционного обучения.

Модели построения образовательных сетей на основе паритетной       кооперации        образовательного        учреждения и ресурсного центра дистанционного обучения

Данные модели основаны на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае каждому учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с образовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагают школа и ее партнеры, система образования в целом.

Модели паритетной кооперации образовательных учреждений могут быть сформированы независимо от того, каким образом организован учебно-воспитательный процесс в каждом из образовательных учреждений сети: по сформированным профилям со стационарными классами или с использованием индивидуальных учебных планов учащихся.

Модель «Паритетная кооперация образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения для сформированных профильных классов» (см. рис. 1)

Данная сетевая модель основана на идее обмена образовательными ресурсами образовательного учреждения, входящими в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным, когда сеть состоит из образовательных учреждений, ресурсы которых дополняют друг друга.

Рис. 1. Функционирование модели «Паритетная кооперация образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения для сформированных профильных классов»

В сумме они составляют избыточный объем образовательных ресурсов, различающийся как по содержанию (различные профильные и элективные курсы), так и по форме обучения: в очной, очно-заочной форме, в форме экстерната, в том числе частичного экстерната, в семейной форме, в форме дистанционного обучения.

Включение сетевых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в пакет образовательных услуг сети в данной модели используется для обеспечения учебного процесса в сформированных классах по учебным профилям.

Формируется такой ресурс через объединение методических, кадровых и технических возможностей образовательных учреждений сети. Так, например, в одном образовательном учреждении сети работают учителя, обладающие достаточным уровнем ИКТ- компетенций и соответствующей квалификацией сетевого преподавателя. Осуществляют сетевое сопровождение учебного процесса для классов из других образовательных учреждений, которые, в свою очередь, используют сетевой образовательный ресурс центра дистанционного обучения с целью освоения профильных элективных, а иногда и базовых учебных курсов по разным предметам. В этом случае обучающиеся, оставаясь на своих рабочих местах, получив доступ к сетевому ресурсу, могут в соответствии со своими образовательными потребностями дистанционно освоить предметы учебного плана или факультативы, по которым в штате их образовательного учреждения отсутствуют педагоги.

В условиях паритетной кооперации оценивание учебных достижений учащихся проводится как учителями школ, в которых они обучаются, так и сетевыми преподавателями из других образовательных учреждений. Предусматривается зачет отметок, полученных учащимися при работе с сетевым образовательным ресурсом: отметки, полученные учащимися в режиме он-лайн и офф- лайн, могут быть перенесены из электронного журнала центра дистанционного обучения в классный журнал.

Таким образом, применение ресурсов центра дистанционного обучения в модели «Паритетная кооперация» позволяет:

  • максимально полно и эффективно использовать всю организационно-техническую и методическую базу образовательных учреждений паритетной сети;
  • расширить образовательное пространство каждого из учебных заведений, предоставляя учащимся широкое поле для выбора как учебных предметов, так и способов организации учебной деятельности;
  • максимально расширить перечень элективных курсов для всех учащихся сети;
  • оптимизировать координацию учебных планов образовательных учреждений, входящих в сеть, а также конструирование школьных расписаний;
  • избегать перемещения детей из одного образовательного учреждения в другое, без чего не удается обойтись при паритетной кооперации, исключающей использование дистанционных образовательных технологий;
  • организовать проектную и исследовательскую деятельность в режиме межшкольной телекоммуникации;
  • обеспечить систему дополнительного образования каждого из образовательного учреждения сети всем комплексом обучающих ресурсов, находящихся в ее распоряжении;
  • создать внутрисетевую систему повышения квалификации педагогических кадров по освоению ими ИКТ-компетенций и квалификации сетевого преподавателя и педагога-куратора (тьютора).

Модель «Паритетная кооперация образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения в условиях реализации индивидуальных учебных планов учащихся»

Модель «Паритетная кооперация образовательных учреждений» показывает высокую эффективность для образовательных учреждений, реализующих профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов учащихся. Использование дистанционного обучения и сетевых образовательных ресурсов в этих условиях становится исключительно актуальным.

В учебных заведениях, реализующих учебный процесс на основе индивидуальных учебных планов, как правило, их количество равно количеству учащихся. Для удовлетворения образовательных потребностей последних у школ резко возрастает необходимость в пополнении своих ресурсов – и образовательных, и кадровых, и временных, и материально-технических, но объективно их не хватает для решения задачи максимальной индивидуализации учебного процесса. Паритетная кооперация образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения, когда использование сетевого образовательного ресурса и дистанционных форм обучения является ежедневной педагогической практикой, становится решающим условием удовлетворения индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся.

Реализация данной модели осуществляется посредством объединения в сеть нескольких образовательных учреждений, обладающих технопарком (в разной степени достаточным), различными сетевыми образовательными ресурсами, качественно дополняющими друг друга, и ИКТ-компетентными педагогическими кадрами. В этом случае функционирование сети осуществляется по схеме, представленной на рисунке 2.

Если возможности использовать ресурсы центра дистанционного обучения нет, образовательные учреждения, находящиеся в отношениях паритетной кооперации с другими образовательными учреждениями и организациями, неминуемо вынуждены делить детей на предметные мини-группы со сменным составом обучающихся в зависимости от выбранных предметов. А также организовывать переезд групп в учреждения сети (обязательно в сопровождении классного руководителя), решать вопросы ученических «окон» в расписании, вопросы финансового характера и т.п.

Рис. 2. Функционирование модели «Паритетная кооперация образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения в условиях реализации индивидуальных учебных планов учащихся»

В условиях же использования сетевого ресурса и дистанционного обучения образовательного учреждения, функционирующие в сети по модели «Паритетная кооперация для реализации индивидуальных учебных планов», получают возможность:

  • существенно          увеличить степень удовлетворения образовательных потребностей учащихся, реализуя максимальное количество их запросов в учебном процессе (в выборе содержания профильных и элективных курсов и форм освоения учебных программ – очно, очно-заочно, экстерном, дистанционно);
  • создать условия для максимальной реализации личностно ориентированного подхода с точки зрения осуществления методической и педагогической поддержки учащегося в индивидуальном режиме;
  • создать условия для освоения всем контингентом учащихся новых форм учебной деятельности, основанных на работе в информационном пространстве, в том числе проектной деятельности в телекоммуникационном режиме;
  • эффективно использовать учебные помещения, проводя сетевые занятия по разным предметам в одном и том же классе, что в значительной степени упрощает составление школьного расписания и полностью исключает проблему ученических «окон», которая всегда сопровождает учебный процесс, организованный по индивидуальным учебным планам учащихся;
  • исключить проблему создания гибких предметных групп учащихся и организации передвижения этих групп из одного образовательного учреждения сети в другое;
  • интенсифицировать освоение учащимися предметов из базового компонента за счет частичного экстерната и дистанционного обучения и эффективно использовать высвободившееся время на выполнение проектных и исследовательских работ.

Педагог-куратор (тьютор) – педагог, осуществляющий организационную и социально-психологическую поддержку обучающихся в условиях дистанционного обучения.

Комплексная модель построения образовательных сетей в условиях функционирования ресурсного центра дистанционного обучения

Комплексная модель построения образовательных сетей предполагает одновременное использование одного из образовательных учреждений в качестве ресурсного центра и функционирование в условиях паритетной кооперации с другими образовательными учреждениями. При применении в учебном процессе сетевого мультимедиа образовательного ресурса и дистанционных образовательных технологий целесообразна реализация данной модели в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дистанционного образования. При этом оно должно быть одним из звеньев в сети паритетной кооперации.

Комплексная модель построения образовательных сетей обладает всеми системообразующими признаками и преимуществами моделей «Ресурсный центр» и «Паритетная кооперация».

В ходе апробации сетевого образовательного ресурса в режиме реального учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия были отработаны следующие варианты его использования.

Рис. 3. Комплексная модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений

На рисунках 3 и 4 представлена комплексная модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, использующих в учебном процессе дистанционные образовательные технологии.

Рис.   4.   Схема   объединения   модели «Ресурсный  центр»    и «Паритетная      кооперация»      посредством      ресурсного центра дистанционного образования

  1. Автономный формат – использование сетевого образовательного ресурса в урочной системе в условиях очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме или в смешанных формах получения образования (очной и дистанционной). В этом случае организуется коллективная деятельность учащихся (класс, группы со сменным составом обучающихся) по освоению соответствующих образовательных программ по тем или иным предметам. Учебный процесс сопровождается консультированием учащихся, осуществляемым сетевым преподавателем в дистанционной форме, а также организационно-педагогической поддержкой педагога- куратора и психологов ресурсного центра дистанционного обучения. Итоговые отметки по предметам, освоенным учащимся в ресурсном центре дистанционного обучения, решением педагогического совета образовательного учреждения могут быть занесены в аттестат о среднем (полном) общем образовании.
  2. Индивидуальный формат – использование сетевого образовательного ресурса учащимися, самостоятельно осваивающими образовательные программы по соответствующим предметам индивидуального учебного плана. Текущие отметки, а также результаты промежуточной аттестации по предметам, освоенным учащимся в ресурсном центре дистанционного обучения, решением педагогического совета образовательного учреждения заносятся в классный журнал и аттестат о среднем (полном) общем образовании.
  3. Использование сетевого образовательного ресурса учащимися, самостоятельно осваивающими образовательные программы в форме частичного или полного экстерната. Образовательные учреждения может предложить учащимся дополнительные платные образовательные услуги. В данном варианте оно вправе предложить сетевой образовательный ресурс центра дистанционного обучения. Учебная деятельность учащихся сопровождается консультированием, проводимым сетевым преподавателем в дистанционной форме, а также организационно-педагогической поддержкой педагога- куратора и психолога ресурсного центра дистанционного обучения. Результаты промежуточной аттестации по предметам, освоенным учащимся в ресурсном центре дистанционного обучения, решением педагогического совета образовательного учреждения могут быть занесены в аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Анализ моделей организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения показал, что в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений с ресурсными центрами дистанционного обучения обеспечивается:

  1. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся:
  2. существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных запросов и потребностей школьников;
  3. создание условий для реализации новых видов учебной деятельности;
  4. создание условий для введения новых форм организации учебной деятельности;
  5. возможность интенсификации учебного процесса за счет использования смешанных форм получения образования;
  6. создание условий для использования педагогических методов и приемов, направленных на формирование у учащихся критического мышления и повышение мотивации к учению;
  7. создание условий для перехода от репродуктивного к продуктивному обучению.
  8. Организационные преимущества:
  9. экономия времени и средств ввиду отсутствия необходимости:
  10. организовывать переезд учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;
  11. задействовать педагогов-кураторов для сопровождения учащихся при переездах;
  12. возможность составления гибкого расписания, минимизация «окон»;
  13. повышение эффективности организации учебного процесса из- за отсутствия необходимости делить школьников, обучающихся на основе индивидуальных учебных планов, на предметные группы;
  14. эффективное использование учебных помещений ввиду возможности проведения занятий учащихся по разным предметам в одном помещении.

    Экономическая целесообразность:
  • повышение          эффективности         управления          работой образовательного учреждения сети благодаря возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных;
  • упрощение                оформления гражданско-правовых взаимоотношений между образовательными учреждениями.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 2.СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ