2.1 Основные модели сетевого взаимодействия образовательных организаций

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

При создании модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ мы учитывали, что в основе сетевого взаимодействия лежит понятие «сети» как особого типа совместной деятельности людей и организаций, основой возникновения которой является определенная общая проблема. В решении этой проблемы заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, объединяя при необходимости ресурсы. Мы исходили из того, что создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей, знаний и ресурсов участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Следовательно, образование сети различными участниками обеспечивает взаимные компенсацию недостатков ресурсов и усиление преимуществ. При реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ поводом к формированию сетевого взаимодействия в сфере образования может стать любое образовательное событие: -реализация образовательной программы, -проектирование индивидуального маршрута учащегося, -совместное проведение специализированных мероприятий (конференции, олимпиады и т.д.) и т.д. Сетевое взаимодействие различных организаций в дополнительном образовании детей имеет свою специфику. Специфика определяется особенностями дополнительного    образования,    более    открытого,    вариативного, предоставляющего ребенку разнообразие возможностей выбора для самовыражения и развития способностей. Образовательная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется по шести направленностям: художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, физкультурно-спортивной. Потребности в реализации дополнительных образовательных программ в каждой направленности обусловлены своими особенностями и определяют выбор организации — партнера по сетевому взаимодействию из той или иной сферы и социальных партнеров – с целью усиления эффекта использования объединяемых ресурсов. Данная специфика обусловливает кластерный характер реализации сетевого взаимодействия.                                            Образование                                    кластеров                                    происходит преимущественно по содержательным направлениям (кластер — развитие профессионального мастерства педагогов, кластер – одаренные дети, кластер – создание условий для дополнительного образования детей с ОВЗ, кластер – профессиональная ориентация и т. д.). Развитие представлений об их организации, выявление проблем и трудностей, возможностей расширяют и возможности дополнительного образования детей, делая его еще более разнообразным. Особенность нашей модели: сочетание возможностей сетевого взаимодействия, в том числе сетевого межведомственного взаимодействия, с возможностями социального партнерства. Развитие сетевого и межведомственного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей может осуществляться по различным направлениям деятельности с образовательными организациями,                                    учреждениями                                             профессионального и дополнительного образования, с общественными организациями, с учреждениями культуры, спорта и здравоохранения. В ходе выполнения проекта мы определили наиболее оптимальную для нашей модели форму сетевого взаимодействия с образовательными организациями — сетевой образовательный проект. Сетевая форма взаимодействия предоставляет большие возможности в усилении ресурсов образовательных организаций и удовлетворении запросов и потребностей участников образовательного процесса. В то же время, развивая сетевое и межведомственное взаимодействие, необходимо четко представлять возможности и потребности каждого участника, наличие реальной ресурсной базы участников образовательной сети, учитывать риски и трудности при организации совместной деятельности. Все эти важные моменты мы постарались учесть при создании модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, которая призвана обеспечит преемственность в образовании, направлена на создание единого образовательного пространства, интеграцию общего и дополнительного образования – и может быть использована не только в дополнительном образовании детей, но и в других образовательных системах.

Трансформация современного общества, утрата ценностных ориентиров, отсутствие национальной идеи вывели проблему воспитания подрастающего поколения на одно из первых мест, наряду с проблемой экономических и политических вопросов. Проблема воспитания усугубляется разрозненностью усилий субъектов воспитания, дефицитом разных видов ресурсов. Для достижения устойчивых результатов в вопросах воспитания необходима интеграция усилий образовательных и иных организаций, заинтересованных в их решении.

О сетевом взаимодействии в системе образования заговорили лишь в последнее десятилетие, за рубежом этот вопрос обсуждается два-три десятилетия. Отправной точкой в этом вопросе являются ресурсные ограничения: ресурсов никогда не бывает достаточно, любая организация испытывает в большей или меньшей степени дефицит финансовых, кадровых, материальных или иных ресурсов. Следовательно, для решения ресурсного дефицита необходимо интегрировать усилия разных учреждений по централизации ресурсов. Сетевое взаимодействие как форма, механизм, условие требует, чтобы в воспитательный процесс было вовлечено несколько организаций, желательно разноплановых, поэтому возникает необходимость проанализировать разные варианты сетевого взаимодействия; конкретные модели сетевого взаимодействия будут зависеть от того, какими ресурсами обмениваются организации, составляющие сеть. Основная задача полноценной сети -достижение поставленной воспитательной цели.

В основу типологии сетевого взаимодействия может быть положен тип образовательных организаций которые участвуют в сетевом взаимодействии:

  1. Линейный тип взаимодействия, когда в сеть интегрированы образовательные организации одного типа, например, несколько учреждений профессионального образования объединились с целью подготовки специалистов по какой-либо специальности или учреждения дополнительного образования, расположенные на ограниченной территории, для снижения конкуренции за обучающихся с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг могут реализовывать образовательный процесс в сетевой форме линейного типа.
  2. Иерархический тип взаимодействия имеет место в условиях, когда в сеть объединены учреждения и организации, относящиеся к разным ступеням образования. Так, например, для реализации программы формирования здорового образа жизни в сеть могут быть объединены дошкольные образовательные организации, школы, учреждения профессионального образования.
  3. Смешанный тип взаимодействия объединяет первые два типа, когда в сети присутствуют как организации одной ступени образования (несколько школ), так и организации других ступеней обучения (детские сады и техникум). Такие варианты сетей можно встретить, например, при реализации волонтерских проектов с обучающимися и воспитанниками.

Следующая классификация типов сетевого взаимодействия опирается на ведомственную подчиненность организаций, осуществляющих взаимодействие:

  1. Муниципальный тип сетевого взаимодействия.
  2. Региональный тип сетевого взаимодействия.
  3. Республиканский тип сетевого взаимодействия.
  4. Смешанный тип сетевого взаимодействия, в котором принимают участие организации различной ведомственной подчиненности.

Еще одно основание, которое может быть положено в основу классификации, — сфера деятельности учреждений, входящих в сеть. Это могут быть не только учреждения образования, но и учреждения культуры, здравоохранения, молодежной политики, спорта, социальной сферы, негосударственные общественные или коммерческие организации. Используя это основание, можно выделить однонаправленные сетевые организации, реализующие взаимодействие в одной сфере деятельности (монодеятельностные), например, в сфере образования, и полинаправленные, реализующие взаимодействие в двух или более сферах.

Поскольку для реализации сотрудничества на основе взаимовыгодных отношений возможно взаимодействие учреждений образования с бизнес-структурами, можно выделить еще одну классификацию типов сетевого взаимодействия в зависимости от особенностей управления — государственно-общественное управление и частно-государственное управление организациями, реализующими сетевое взаимодействие.

Последнее основание для классификации типов сетевой организации взаимодействия основано на тех целях и задачах, ради решения которых организации объединили свои ресурсы:

  1. Информационная сеть, в которой решается основная задача образовательных организаций, -обмен информацией, методиками, программами, литературой. Эта сеть может включать огромное количество организаций и функционировать по аналогии с интернетом.
  2. Социально-функциональная сеть, для которой важны непосредственные контакты участников коммуникации. По такому типу могут строиться отношения между учреждениями, осуществляющими процесс повышения квалификации педагогов.
  3. Инновационные сети, цель которых состоит в порождении, генерировании новых идей, форм, способов деятельности, апробации новых технологий.

Обсуждая типы сетевого взаимодействия, нельзя обойти вниманием формы, в которых сеть может функционировать. Первое основание для классификации форм, на наш взгляд, достаточно очевидно — это контактные и дистантные сети.

В зависимости от лидирующей позиции кого-либо из участников сетевого взаимодействия можно говорить о существовании таких форм, как централизованные и децентрализованные сети. В первом варианте доминирующая лидерская позиция одного-двух участников сети очевидна и признается остальными участниками (например, в системе повышения квалификации педагогов, построенной по сетевому принципу роль института развития образования региона, бесспорно, ведущая). Во втором случае каждый участник в зависимости от решаемых задач может брать на себя лидирующую роль, тогда решения принимаются большинством голосов на условиях демократического обсуждения.

Несмотря на различия в типах и формах сетевого взаимодействия, оно строится на ряде общих принципов:

  • взаимная выгода от участия в сетевом взаимодействии всех организаций (принимая решение о вхождении в сетевое сообщество, любая организация, в первую очередь, отвечает для себя на вопрос о том, какие преимущества и выгоды она получит от этого взаимодействия);
  • открытость сети, что подразумевает свободное вхождение любого участника в процесс взаимодействия, а также свободный выход из него в случае утраты интереса или выгоды;
  • контактность, что предполагает формальное и неформальное взаимодействие в ситуации очного или заочного общения с целью обмена информационными, методическими, нормативными и иными ресурсами;
  • единство целей, требующее понимания и принятия всеми членами сетевого сообщества конечной цели, но допускающее различные варианты ее достижения;
  • субъектная позиция участников взаимодействия (предполагает активную роль, связанную с выдвижением идей, предложений, готовности двигаться вперед);
  • взаимная ответственность участников сетевого взаимодействия за принятые решения;
  • конвивельность — искусство дружбы, взаимности, доверия и творческого взаимодействия, открытость инновациям.

Моделей сетевого взаимодействия существует огромное количество, что требует формирования подходов к их классификации. По нашему мнению, определение критериев и типов, значимых для классификации, будет способствовать:

  • появлению новых типов сетевого взаимодействия образовательных организаций;
  • определению возможностей применения сетевого взаимодействия в рамках реализации конкретных систем обучения в условиях выполнения требований государственных образовательных стандартов;
  • выявлению этапов жизненного цикла сетевого взаимодействия, решению вопросов целесообразности применения тех или иных направлений сетевого взаимодействия;
  • анализу наличия тех или иных содержательных и тематических направлений сетевого взаимодействия;
  • выявлению потребностей системы высшего образования образовательных организаций в сетевом взаимодействии;
  • информированию образовательных организаций и экспертов о наиболее востребованных типах сетевого взаимодействия;
  • более четкому планированию организационного и финансового обеспечения сетевого взаимодействия вузами.

В целом можно выделить два основных направления инициирования и развития сетевого взаимодействия.

В рамках первого направления сетевое взаимодействие функционирует в рамках реализации традиционного образования, которое исторически сложились в вузах. Ресурсы такого направления являются инструментом интенсификации и индивидуализации обучения.

Второе направление использования сетевого взаимодействия порождает более сложную тенденцию, которая изменяет содержание образования, ведет к использованию принципиально новых форм и методов обучения.

Критериями классификации сетевого взаимодействия верхнего уровня, по нашему мнению, могут являться:

  1. Уровень (межгосударственный, межстрановой, институциональный) инициации и формального документирования сетевого взаимодействия.
  2. Организационная форма сетевого взаимодействия.
  3. Количество и страновая принадлежность вузов-участников сетевого взаимодействия.
  4. Предметная образовательная область.
  5. Количество обучающихся и вузов-участников сетевого взаимодействия.
  6. Языки преподавания.
  7. Документы   об   образовании,             выдаваемые  по   результатам обучения.
  8. Уровни образования.
  9. Источники финансирования обучения и деятельности вузов в рамках сетевого взаимодействия.

Рассмотрим реализацию основных моделей сетевого взаимодействия вузов в соответствии с вышеперечисленными критериями.

1. Сетевое взаимодействие между вузами может быть инициировано и закреплено на международном, межстрановом или институциональном (вузовском) уровнях.

Сетевое взаимодействие может развивать сотрудничество в рамках двух стран или в рамках региональных образовательных пространств (например, Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организации сотрудничества, Сетевой университет БРИКС1).

Сетевой университет БРИКС (СУ БРИКС) — объединение образовательных организаций высшего образования стран БРИКС, осуществляющих сотрудничество и присоединившихся к СУ БРИКС.

СУ БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку преимущественно двусторонних/многосторонних краткосрочных совместных образовательных программ, магистерских и аспирантских программ обучения, а также совместных научно- исследовательских проектов в различных сферах согласно общим стандартам и критериям качества, при условии соответствия результатов обучения участников СУ БРИКС государственным стандартам.

Соглашение (договор) о сетевой форме реализации образовательных программ — правовая форма оказания услуг (сотрудничества) сторон (образовательных и иных организаций) в процессе реализации образовательных программ.

Создание Сетевого университета СНГ также закреплено Соглашением, подписанным ректорами вузов-участников стран СНГ.

Сетевое взаимодействие вузов юридически может быть реализовано в двух формах с организацией нового юридического лица и без. Первая форма: создание консорциума без организации отдельного юридического лица. Например, Сетевой университет СНГ и Университет Шанхайской организации сотрудничества существуют как консорциумы, не имеющие отдельного юридического лица.

Вторая форма: создание совместного университета как отдельного юридического лица при участии вузов двух или нескольких стран. Например, Университет науки и технологий в Ханое, Франко-Немецкий университет, Франко-Итальянский университет.

Сетевое взаимодействие может реализовываться разным количеством национальных университетов, осуществляться двумя вузами двух стран (двухстороннее сотрудничество) и нескольким вузами стран (многостороннее сотрудничество).

В создании Китайско-европейского технологического университета в Шанхае (франц. — L’Université de Technologie Sino- Européenne de Shanghai (UTSEUS)) приняли участие три французских технологических университета: Технологический университет Бельфор-Монбельяр (франц. — L’Uniiversité de Technologie de Belfort- Montbéliard (UTBM)), Технологический университет Компьеня (франц. — L’Université de Technologie de Compiègne (UTC)), Технологический университет Труа (франц. — L’Université de Technologie de Troyes (UTT)), с китайской стороны только один университет — Шанхайский университет (англ. — Shanghai University).

В сетевом взаимодействии могут принимать участие вузы двух или нескольких стран.

В основе сетевого взаимодействия вузов лежит образовательное сотрудничество по определенным областям знаний, преобладают технические и инженерные, хотя есть и гуманитарные направления подготовки.

Примером реализации обучения по гуманитарным направлениям подготовки является Франко-Китайский институт Жэньминь (франц. — L’Institut franco-chinois Renmin (IFC Renmin)), созданный при участии Китайского народного университета (англ. — Renmin University) и трех французских университетов — Парижского университета Сорбонны (Париж 4) (франц. – l’Université de Paris — Sorbonne (Paris 4)), университета Поль-Валерии (Монпелье 3) (франц. — l’Université Paul — Valéry (Montpellier 3)) и Школы коммерции Евромед Менеджмент (франц. — L’école de commerce Euromed Management). Обучение в Франко-Китайском институте Жэньминь ведется в течение пяти лет с выдачей как китайского, так и французского диплома в области финансов и управления, языков, бизнеса, экономического и социального администрирования.

Китайско-европейский технологический университет в Шанхае реализует только инженерные направления подготовки: информационная инженерия, материаловедение и инженерия, биоинженерия, механическая инженерия и автоматизация.

Во Вьетнамо-Германском университете реализуются образовательные программы магистратуры по техническим и инженерным направлениям подготовки: «Информационные бизнес- системы»;    «Мехатроника    и    технология    сенсорных    систем»;

«Устойчивое городское развитие»; «Вычислительный инжиниринг»;

«Грузовые перевозки и транспорт»; «Мировой производственный инжиниринг и менеджмент».

Французско-китайский институт ядерной энергетики ведет обучение по трем основным направлениям подготовки: «Ядерные реакторы и нейтронная физика», «Функционирование и эксплуатация ядерных электростанций», «Материалы и топливный цикл». Образовательный процесс построен в соответствии с французскими стандартами подготовки инженеров (6 лет).

В Сетевом университет СНГ реализуются образовательные программы по гуманитарным, техническим, инженерным направления подготовки: по филологии (специализация «Русский язык и литература»); международному праву; по международному менеджменту; экономике, международной торговле; международным отношениям (специализация «Мировая политика»); автоматизации и управлению; материаловедению и технологии материалов (программа подготовки магистров «Ракетно-космические композитные конструкции»); мехатронике и робототехнике (программа подготовки магистров «Промышленная робототехника и робототехнические комплексы», «Управление робототехническими системами»); туризму (профиль «Планирование и развитие туризма на государственном уровне», «Межкультурные коммуникации в туризме»); химическим технологиям органических веществ (специализация «Химическая технология переработки нефти»); полиграфии; радиотехники.

В настоящее время Китайско-европейский институт авиационной инженерии предлагает обучение по трем основным направлениям подготовки: «Структура и материалы в самолетостроении»;

«Аэродвигательные системы»; «Авионика и системы управления воздушным движением».

В университет Дьюка в г. Куньшане (англ.-Duke Kunshan University), созданном в партнерстве с Уханьским университетом (англ.- Wuhan University), реализуются магистерские программы в области медицинской физики, глобального здоровья и менеджмента.

Германский технологический университет (англ. — the German University of Technology (GUtech)), созданный в Омане при участии Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена (англ. — RWTH Aachen University), ведет обучение по инженерным и естественно-научным направлениям подготовки в соответствии с немецкими стандартами обучения.

Консорциум немецких университетов во главе с Международным институтом (IHI) Циттау Дрезденского технического университета (англ. — the International Institute (IHI) Zittau of TU Dresden) создал Казахско-Немецкий университет (англ. — Kazakh German University DKU) в г. Алма-Аты. Более 500 студентов обучаются промышленному проектированию, логистике, управлению водными ресурсами.

По масштабу сетевого взаимодействия-количеству обучающихся и количеству учредителей образовательных организаций.

В настоящее время в сетевом университете может обучаться от

100 до нескольких тысяч обучающихся. К примеру, в 2013 г. Вьетнамо-Германский университет принял на обучение 750 студентов, а к 2020 г. планируется принять 5000 студентов, к 2030 г. — 12000 студентов.

В Немецком университете Каира (англ. — German University Cairo (GUC)) обучается 10000 студентов, ежегодно принимаются на обучение 2000 студентов, всего университет закончили 7500 человек. Немецкий университет Каира является одним из старейших совместных университетов, был создан в 2001 г. как частное учреждение при поддержке немецких университетов Ульма (англ. — Universities of Ulm), Штутгарта (англ. — Universities of Stuttgart) и Тюбингена (англ. — Universities of Tübingen). Немецкий университет Каира входит в десятку лучших египетских университетов в региональном рейтинге образовательных организаций.

В 2016 г. Вьетнамо-Японский университет принял на обучение 70 первых студентов для обучения по программам магистратуры. В 2018 г. будут открыты программы бакалавриата и количество студентов на уровне бакалавриата и магистратуры достигнет 590 человек. Количество студентов, обучающихся на программах бакалавриата, к 2025 г. должно составить 3760 чел., магистратуры — 1800 чел., аспирантуры — 440 человек.

Ежегодно Пекинская центральная школа принимает на обучение

100 студентов. В настоящее время всего в Школе обучается 672 человек.

Китайско-европейский институт авиационной инженерии ежегодно принимает на обучение 100-120 человек. Французско- Китайский институт ядерной энергетики также ежегодно принимает на обучение 100-120 человек. В Китайско-европейском технологическом университете в Шанхае обучается 1200 студентов.

В Сетевом университете СНГ ежегодно обучается около 200 студентов. К настоящему времени число выпускников университета — около 1000 человек.

В Совместный университет Сианьского политехнического университета и Ливерпульского университета в 2014 г. были приняты на обучение 8000 студентов. Планируется, что в 2019 г. Совместный университет примет на обучение 14 000 человек.

В Совместном университете Гуанвей-Ланкастер обучается около

8000-10000 студентов.

В Турецко-немецком университете (англ. — The Turkish-German University (TDU)) в г. Стамбуле обучается 130 студентов, но в дальнейшем планируется принимать 5000 человек.

По мнению немецких экспертов, большое количество университетов-участников консорциумов предъявляет высокие требования к административному и академическому персоналу, а

процессы принятия решений являются более медленными. Но университеты-участники консорциумов получают широкую известность и в дальнейшем могут рассчитывать на узнаваемость бренда вуза за рубежом и на доступ к частному финансированию.

Студентам           Китайско-европейского                                    технологического университета в Шанхае предоставляется возможность выбрать одну из трех образовательных траекторий:

  1. в течение четырех лет обучаться в Шанхайском университете с возможностью прохождения семестровой стажировки в Европе или Китае и получением китайского диплома и степени бакалавра;
  2. в течение трех лет обучаться в Шанхайском университете, затем продолжить обучение в одном из французских вузов-партнеров в течение двух лет, и получить французский диплом и степень магистра;
  3. в течение трех лет обучаться в Шанхайском университете, затем продолжить обучение в одном из французских вузов-партнеров в течение двух с половиной лет и получить французский диплом инженера.

Студенты Совместного университета Гуанвей-Ланкастер (англ. — Guangwai-Lancaster University), созданного в 2011 г. Ланкастерским университетом (Великобритания) и Гуандунским университетом иностранных языков, имеют право часть образовательной программы пройти в Великобритании или перевестись в Ланкастерский университет для обучения на постоянной основе.

Вьетнамско-Германский университет (VGU) был создан в 2008 г. при участии 37 немецких университетов, включая Свободный университет Берлина и Дармштадтский технический университет, в настоящее время во Вьетнамско-Германском университете обучается около 750 студентов.

По языкам преподавания — один, два национальных языках или английский язык. Например, обучение в Университете науки и технологий в Ханое ведется на английском, французском и вьетнамском языках. В Китайско-европейском институте авиационной инженерии преподавание ведется на китайском, английском и французском языках.

В созданном в 2015 г. совместном американо-китайском университете Bryant University-Beijing Institute of Technology, учрежденном американским университетом Брайанта и Пекинским технологическим институтом, планируется преподавание только на английском языке, за основу образовательных программ будут взяты программы университета Брайанта.

В Совместном университете Сианьского политехнического университета и Ливерпульского университета преподавание ведется только на английском языке.

В Казахско-Немецком университете студенты на первом курсе начинают обучение на русском языке и в дальнейшем продолжают на немецком и английском языках (благодаря параллельному с основным курсом обучению немецкому и английскому языкам).

По выдаваемым дипломам: могут выдаваться дипломы или сертификаты всех университетов-участников консорциума или вновь созданного университета. К примеру, магистрам, успешно завершившим магистерские образовательные программы в Сетевом университете СНГ, вручается два диплома вузов, участвовавших в их подготовке. Университет Шанхайской организации сотрудничества вручает только сертификаты о прохождении обучения.

Студентам Центральной пекинской школы (франц. — l’École Centrale de Pékin), созданной Группой французских центральных школ (франц. — le Groupe des Écoles Centrales), в которую входят Центральные школы городов Лиль, Лион, Марсель, Нант и Париж, и Пекинским университетом аэронавтики и астронавтики (англ. — Beijing University of Aeronautics and Astronautics), по завершении обучения выдаются дипломы магистра Пекинского университета аэронавтики и астронавтики и французский диплом инженера. Образовательный процесс Центральной пекинской школы основан на французском опыте, предусматривающем обучение в течение шести лет, а также тесное партнерство с промышленными корпорациями.

8. По уровням подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура. В Университете науки и технологий в Ханое подготовка ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по шести междисциплинарным направлениям: «Космонавтика и ее применение»; «Биотехнологии — Фармакология»; «Вода-Экология — Океанография»; «Возобновляемые источники энергии»;

«Материаловедение и нано-технологии»; «Информационные и коммуникационные технологии».

В Сетевом университете СНГ и Университете Шанхайской организации сотрудничества подготовка ведется только на уровне магистратуры, хотя в планах развития этих совместных университетов значатся бакалавриат и аспирантура.

Во Вьетнамо-Германском Университете обучение студентов ведется по программам бакалавриата и магистратуры.

В Совместном университете Сианьского политехнического университета и Ливерпульского университета обучение ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по 60 образовательным программам.

В Совместном американо-китайском Вэньчжоу-Кинском университете (англ. — Wenzhou-Kean University), созданном в 2011 г., обучение ведется только по программам бакалавриата: английский язык, экономика, компьютерные науки, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, международный бизнес, графический дизайн.

В Совместном университет New York University Shanghai, созданном в 2013 г. Нью-Йоркским университетом вместе с Восточно-Китайским педагогическим университетом, реализуются только бакалаврские программы по физике, химии, биологии, математике, нейронным наукам, компьютерным наукам и компьютерной инженерии, электрической инженерии, бизнесу и финансам, экономике, глобальным китайским исследованиям, интерактивным медиа искусствам.

В совместной школе постдипломного образования Joint Graduate School в г. Сучжоу, созданной в Китае при участии Юго-Западного университета (англ. — Southeast University) и университета Монаш (англ. — Monash University), подготовка ведется только в рамках магистратуры (информационные технологии, международный бизнес, транспортные системы, переводоведение, индустриальный дизайн) и аспирантуры (информационные технологии и инжиниринг). Ежегодно здесь обучается 350 магистрантов и 150 аспирантов. Совместный исследовательский институт занимается научными исследованиями в шести ключевых областях: бионанотехнологии, биоинформатика, энергия, моделирование и симуляция, расширенное производство, водочувствительные города.

По источникам финансирования обучения и деятельности вузов в рамках сетевого взаимодействия. Обучение может финансироваться из национальных бюджетов стран, средств международных организаций, средств студентов и их семей.

Большая часть немецких двунациональных совместных университетов финансируется за счет средств государственного бюджета Германии. Германские проекты, как правило, ориентированы на финансовую устойчивость, а не на финансовую выгоду. Экспортируемые немецкие программы по получению степеней в области инженерии или естественных наук требуют, в первую очередь, больших финансовых инвестиций в оборудование (лабораторное) и более низкое соотношение студентов и сотрудников, что представляет больший финансовый риск и более низкую вероятность финансовой отдачи. Немаловажно также, что общественные и политические взгляды в Германии, в отличие от многих других стран, традиционно таковы, что образование рассматривается как общественное благо, которое должно быть доступно всем. Финансирование совместных университетов понимается в Германии как финансирование стартапов, при этом совместный университет должен со временем обеспечить свою финансовую устойчивость. Для австралийских или британских совместных университетов, напротив, вопросы финансовой выгоды лежат в основе обоснования их участия в совместном университете, в том числе потому, что в этих странах правительства, как правило, не оказывают вузам финансовой поддержки в вопросах сетевого взаимодействия. Финансирование совместных университетов за рубежом осуществляется Немецкой службой академических обменов (нем. — Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD)), которая одновременно является спонсором, поставщиком услуг, администратором проектов и партнером. К примеру, в проекте по созданию Турецко-Немецкого университета в Стамбуле DAAD функционирует как координационный офис, центральный администратор и посредник для различных заинтересованных сторон из Германии и других стран.

В странах, где число совместных университетов значительно, университеты объединяются для решения возникающих вопросов в рамках сетевого взаимодействия в Ассоциации. К примеру, в Китае в июне 2014 г. был создан Sino-foreign Cooperative University Union, который является национальной некоммерческой общественной организацией, цель которой — обмен практическим опытом в области сетевого взаимодействия, изучение и решение проблем в области сетевого взаимодействия, консультирование по национальным реформам в области высшего образования Китая. Деятельность организации осуществляется под руководством Департамента международного сотрудничества и обменов Министерства образования Китая. В организацию вошли в общей сложности семь университетов, имеющих статус отдельного юридического лица. Организация имеет секретариат, который ежегодно проводит «Форум совместных университетов» (англ. — Sino-Foreign Cooperative University Presidents Forum).

Анализ деятельности сетевых совместных университетов показал, что их развитие и широкое распространение возможно в случае благоприятного образовательного законодательства в странах, где они базируются. Так, в Китае, безусловно, лидирующем по числу совместных университетов, созданных в сотрудничестве с различными вузами стран мира, это стало возможно благодаря «Правилам Китайской Народной Республики по китайско- зарубежному сотрудничеству в управлении школами» (англ. — Regulations of the People’s Republic of China on Chinese-foreign Co- operation in Running Schools), вступившим в силу 01.09.2003 и разрешающим иностранным вузам создавать совместные структуры в Китае: «В соответствии с этими правилами университетам, планирующим реализацию программ высшего образования с присвоением академических степеней, необходимо предоставить пакет документов, пройти оценку и получить одобрение административного департамента образования Государственного Совета Китайской Народной Республики (англ. — education administrative department of the State Council of the Peoples’ Republic of China) на ведение совместной образовательной деятельности. В то же время университетам, планирующим реализацию программ высшего образования без присвоения академических степеней, дополнительного профессионального образования, средней школы, курсовой подготовки и дошкольного образования достаточно пройти оценку и одобрение на уровне Правительства провинции или автономного округа, в котором расположено совместное учреждение».

В случае Германии, которая лидирует по числу совместных университетов за рубежом, можно говорить о наличии государственной образовательной политики по открытию и поддержке совместных университетов, созданных за рубежом при участии немецких и региональных университетов. В большинстве случаев эти совместные университеты созданы благодаря политическим инициативам «сверху вниз», как следствие деклараций о намерениях двух глав государств или министров. Фактически они становятся двухнациональными проектами, часто соответствующими (ожиданиям) внешней политики, культурной политики или международной политики и стратегии развития. Как правило, совместный университет поддерживает консорциум немецких университетов, а не единственный немецкий вуз. Это позволяет развивать сотрудничество немецким высшим учебным заведениям разных размеров и специальностей и удовлетворить все требования, предъявляемые к таким проектам в части их управления.

Вопросы качества образования, предоставляемого в рамках сетевого взаимодействия вузов, становятся предметом дискуссий на разных уровнях. В частности, ЮНЕСКО в обосновании необходимости «Руководящих принципов «Обеспечения качества в трансграничном высшем образовании» указывает на «необходимость в дополнительных инициативах на национальном уровне, в более активном международном сотрудничестве и сетевом взаимодействии, а также в более транспарентной информации о процедурах и системах обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций. Усилия в этой сфере должны носить глобальный характер, причем особое внимание следует уделить потребностям развивающихся стран, с тем чтобы создать устойчивые системы высшего образования. В связи с отсутствием в некоторых странах всеобъемлющих механизмов обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций важным элементом общего процесса расширения и координации национальных и международных инициатив должно стать создание соответствующего потенциала».

Создание и развитие международных стратегических партнерств становится важным мероприятием в институциональных стратегиях вузов и даже национальных стратегий ведущих стран мира. Так, ряд стран все активнее занимается разработкой политики создания и поддержки международных партнерств, соответствующих потребностям и приоритетам сектора высшего образования. Формализованное сотрудничество в форме институциональных стратегий позволяет организациям расширить свою деятельность и усовершенствовать свои услуги. При этом вузы все чаще подходят к международному сотрудничеству стратегически, поскольку они становятся все более избирательными в плане выбора партнеров для сотрудничества, и, как следствие, их партнерства становятся наиболее эффективны.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 2.СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ