2.2 Формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций

Реализация ведущих идей модернизации носит вариативный характер не только по направлениям, средствам, темпам, формам, управлении ввиду национально-региональной, инфраструктурной, демографической специфики, но и по принадлежности территории в целом.

Формирование постиндустриального общества в Казахстана как цель модернизации в целом, сетевой социальной структуры в частности напрямую обуславливает потребность в создании новой модели образования, которая смогла бы обеспечить переход к иному типу социального развития (т.е. послужить некоторым пусковым механизмом указанных процессов). Соответственно, уровню развития потребностей новой сетевой социальной структуры казахстанского общества должна соответствовать и форма деятельности самой образовательной системы и ее компонентов на региональном и муниципальном уровне.

В ходе реализации многочисленных проектов система образования РК в целом, школы в частности так и не решили традиционными способами противоречие между образовательными потребностями социума, формируемого в том числе и со стороны государства, и недостаточным уровнем качества, доступности, эффективности                                   вариативных   образовательных    услуг, предоставляемых образовательным учреждениям (ОУ).

А именно:

  1. В рамках повышения доступности образования не были созданы условия для предоставления возможностей равного доступа, выбора вариативных образовательных услуг не только общего базового, но и углубленного, профильного, предшкольного, дополнительного, инклюзивного образования, психолого- педагогического сопровождения процесса обучения школьников.
  2. В условиях улучшения качества образования детей затруднен переход на компетентностно-ориентированные образовательные программы, а их составляющие программы социализации и воспитания носят достаточно поверхностный характер, что сказывается на уровне адаптации школьников к современной жизни.
  3. В рамках повышения эффективности образовательного процесса сложилась ситуация, когда стоимость образовательной услуги, оказываемой большинством образовательных учреждений, не соответствовала ее качеству, а внешние и внутренние возможности реструктуризации были исчерпаны. При этом более 70 % всех школ ввиду значительного уменьшения численности обучающихся слабо адаптировались к новым финансово-экономическим условиям функционирования.

Это обусловило задачу разработки и реализации новых организационных, технологических, инфраструктурных форм организации образования. В условиях сетевой структуры современного казахстанского общества решение данного класса задач, очевидно, должно быть связано с инновационными формами организации образования — сетевыми в целом, сетевым взаимодействием образовательных учреждений в частности.

Выявление особенностей современной стадии модернизации образования в качестве основы способствовало определению сущностных          характеристик       сетевого     взаимодействия образовательных учреждений.

Управленческие. Наличие целостностных многоцентровых объединений образовательных учреждений (по Ю.Хабермасу), определяющихся через самостоятельно формируемую позицию в рамках решения конкретных задач под конкретные основополагающие идеи; формирование единого комплекса взаимоувязанных стратегий развития образовательных учреждений; фрактальная (дробная) структура сети образовательных учреждений (согласно мнению В.В.Шульговского при сохранении свойств самоподобия («автомодельности») и системы взаимодействия; смягченная и расщепленная должностная иерархия (А.В.Олескин); при четком распределении полномочий с широкой взаимоперекрывающейся специализацией всех членов сети (по А.А.Богданову); эффективные внутрисетевые каналы коммуникаций, которые позволяют синхронизировать процессы, происходящие в различных частях сетей (Г.И.Петрова), открытость по отношению к внешней и внутренней средам W.К. Baker), т.е. «установление широких, многомерных связей коммуникации», а также «спонтанность» — «свободное формирование, текучесть, постоянное изменение» структуры сетевого взаимодействия [6,7,8,9,10,11].

Педагогические. Единая взаимоувязанная многоцентровая (со специализированными на определенных проблемах центрами) система организации профессионального роста педагогов и менеджеров на рабочем месте; предоставление одинакового уровня и качества образовательных услуг для всех обучающихся сетевой формы организации образования путем реализации пакета сетевых вариативных образовательных программ; свободно сформированная модель реализации вариативных специализированных воспитательных программ, направленных на организацию взаимодействия всех школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, — членов сетевой организации; открытый способ организации мониторинга качества образовательных услуг, координируемый и добровольно осуществляемый членами сетевого взаимодействия в целях коррекции их уровня и качества.

Организационные. Взаимоувязанные модели доступа к сетевым образовательным программам (в том числе осуществление подвоза, открытие интернатов и др.); нормативно-правовое обеспечение процесса реализации вариативных сетевых образовательных программ; финансово-экономическое обеспечение, в том числе и с использованием механизма оценки стоимости сетевой образовательной услуги.

Все это позволило выявить и обосновать теоретические аспекты сетевого взаимодействия школ для решения задач модернизации образования.

Цель сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях модернизации образования — создание действенного механизма внедрения ведущих идей о современном образовании постиндустриального   (информационного)   общества, соответствующего запросам инновационной экономики.

Ведущие идеи модернизации связаны с повышением доступности, качества, эффективности образовательных услуг. Идея повышения их доступности представлена как механизм соблюдения принципа социальной справедливости — равного права обучающихся на реализацию вариативных образовательных программ всех уровней, типов и видов определялась через понятие географической, содержательной доступности всех уровней образования, в том числе и социально-уязвимыми группами населения, с позиции материально- технического оснащения, педагогического, интеллектуального и других ресурсов образовательного учреждения.

Повышение качества образования есть совокупность свойств и характеристик ресурсно-обеспеченного образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять потребности в знаниях, умениях, навыках, различных сформированных компетенциях, уровне воспитанности обучающихся, обеспеченных соответствующими условиями реализации. Эффективность образования может быть сформулирована как система оптимального использования ресурсов для получения наиболее высокого качества реализации вариативных (основных, дополнительных) образовательных программ и внеурочной деятельности.

Концептуальные аспекты целеполагания процесса формирования современной модели образования обуславливаются потребностями общества и его социальных институтов, отдельных общественных групп, современной личности. Ведущим требованием общества (и, следовательно, государства) к образованию является формирование человеческого потенциала (О.И.Генисаретский, Н.А.Носов, Б.Г.Юдин (1996); В.Ж.Келле (1997); Н.Н.Авдеева, И.И.Ашмарин, Г.Б.Степанова (1997), А.А.Попов (2009), развивающейся инновационной экономики как интегральной антропологической характеристики, описывающей способность        человека                     выстраивать    рефлексивное                    отношение к собственным наличным качествам и ресурсам и формировать проект своего настоящего и будущего [12,13,14,15]. Такая антропологическая характеристика адекватна бытию человека в культуре постмодерна и в обществе, организованном как система открытых социальных сетей. Для отдельных стран наиболее актуальной является решение проблемы    подготовки   человека    к   жизни   в    условиях сетевой структуры      современного      казахстанского      социума, которая определяется    через    совокупность                      качеств          личности,  готовой осуществлять    гражданские    права    и                     нести             обязанности   перед обществом    в    рамках    свободных                        коммуникаций       с большим количеством людей, без использования построенных на чиноначалии управленческих конструкций, при необходимости посредством технологий; без учета со стороны гражданина положения в обществе, накладывающего всякие формальные ограничения при опоре на дееспособность и честность вовлекаемых в коммуникацию лиц; с высоким темпом решения социальных проблем при низких затратах.

Для личности в системе образования сетевой организации преимущество остается за формированием навыков обеспечения «качества жизни» как комплексной характеристики готовности человека обеспечить высокое качество образования, культуры, среды обитания (экологии), социальной, экономической и политической организации общества при высоком уровне сохранения самого Я. Таким образом, готовность к управлению качеством жизни включает в себя: управление развитием личности на основе процессов социализации, в первую очередь в рамках семьи и образования; управление качеством среды жизни, образования, здоровья и др.

Триединая модель целеполагания сетевого взаимодействия обеспечивается механизмами доступности, качества, эффективности образовательных услуг, адекватных инновационной экономике современного сетевого общества.

Достижение названных целей предполагает задание определенных требований к новому состоянию сети учреждений общего образования, которая должна обеспечить решение актуальных задач модернизации образования:

  1. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью учреждений; модернизация педагогического процесса как с точки зрения развития ребенка, так и с материально- технических, финансовых аспектов.
  2. Реализация возможности индивидуального выбора образовательной программы, что обуславливает необходимость объединения образовательных учреждений, социума для формирования пакета сетевых вариативных образовательных программ, в том числе профильных.
  3. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), что предполагает целевую концентрацию ресурсов одного типа в одной институциональной форме, изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся низкой специализацией элементов и под элементов сети.

Реализация целей формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений для решения задач модернизации общего образования базируется на следующих положениях:

  1. качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений;
  2. важным сетевым ресурсом является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными              учреждениями,               межведомственное взаимодействие;
  3. рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений; стандартизация требований к выходу на каждой ступени внутри сети образовательных учреждений.

Организационные модели образовательной сети могут быть классифицированы (принцип развития социокультурной сферы) по сетям, учитывающим особенности: расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация); финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность); организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры,            управленческий                          дисбаланс);                          управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями); инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).

Организационная структура образовательной сети включает следующие виды: ядерную, узловую, сотовую, ступенчатую. Формы сетевого взаимодействия обусловлены особенностями их структуры и могут быть представлены такими конструкциями:

  • республиканский, региональный уровни — различного вида «школы» (в том числе и летние выездные), деятельность которых направлена на реализацию дополнительных образовательных услуг; сети дистанционного образования;
  • региональный уровень — сети дистанционного, дополнительного образования; областные школы сетевого характера (для одаренных и детей с особыми нуждами), сети образовательных учреждений, направленных на развитие школьников и организацию внеурочной деятельности (проектные школы, развивающие школы типа «Математика. Педагогика. Интеллект»;
  • муниципальные образовательные сети — классические (основанные на подвозе обучающихся); межмуниципальные и муниципальные образовательные округа, сети ресурсных центров, профильные муниципальные образовательные сети.

Управление сетевым взаимодействием должно осуществляться на основе интеграции всех педагогических средств, которыми располагает образовательная среда. Предметом специального управленческого внимания становится вопрос гармонизации двух режимов, в которых образовательная сеть (ОС) существует (функционирование и развитие), так как процесс изменений никогда не может быть завершен и приобретает перманентный характер. Отсюда вытекает необходимость удерживания вертикальных иерархических связей, без чего невозможна реализация единой образовательной стратегии, и одновременно терпеливого простраивания горизонтальных связей.

Таким образом, в процессе исследования феномена сетевого взаимодействия учреждений общего образования мы пришли к выводу о необходимости определенной координации этого процесса в любой модели сети образовательных учреждений. Таким организующим сетевое взаимодействие органом могло бы стать любое образовательное учреждение, но нам видится, что наиболее оптимально в этой роли могли выступить педагогические вузы, которые в силу исторических традиций еще с ХIХ веке являлись центрами организации общественного, в том числе и негосударственного образования.

Так, образовательные учреждения высшего педагогического образования могли бы решать задачи, связанные в целом с поддержанием нормального, стабильного режима функционирования сетевого взаимодействия, в частности: вопросы финансово- хозяйственной дисциплины, грамотное распределение государственных средств, охрана жизни и здоровья детей, ведение школьной документации, отчетность, контроль за выполнением государственных стандартов образования на ключевых переходных этапах образования. Они же в рамках стратегического планирования в области повышения качества и эффективности образования могут реализовать сетевые образовательные программы, а в области повышения доступности образования формировать модели современных образовательных учреждений, предшкольного, профильного, инклюзивного, дополнительного образования (в очной и дистанционной формах) в образовательных сетях.

Педагогические университеты как центры образования в регионах решали бы задачи организации независимого мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, которые связаны с созданием условий для повышения качества образования школьников, соответствующих потребностям инновационной экономики. Однако практическая реализация идей сетевого взаимодействия образовательных учреждений на практике будет возможна в полной мере только после принятия нового Закона об образовании и/или соответствующих изменений, который на законодательном уровне закрепит организационные, технологические, инфраструктурные формы организации образования

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 2.СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ