3.1 Дистанционное обучение как современное средство непрерывного образования

Исследование рынка труда в Республики Казахстан показывает, что в конце XX века сложился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не могла по причине их географической изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. В связи с этим, возникает необходимость осуществить поиск, апробацию и внедрение альтернативной формы получения образования, адекватной зарождающемуся информационному казахстанскому обществу.

Дистанционное обучение позволяет построить фактически для каждого второго обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, пройти ее, обращаясь к созданной информационной среды, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно. Дистанционное обучение объективно создает дополнительные условия для развития интеграционных процессов в мировом образовании. В силу своих особых возможностей дистанционное образование позволяет «сгладить» существующую на рубеже ХХ-ХХI веков резкую неравномерность в уровнях развития систем образования, что, в частности, служит благоприятным обстоятельством для подготовки специалистов различного требуемого профиля. Образование, в данном случае, не утрачивая своей традиционной функции – передачи социального опыта подрастающему поколению, – должно выполнять принципиально новую функцию, а именно: создание высокоадаптивной постиндустриальной педагогики (педагогики информационного общества) [20, c. 138].

Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации системы профессионально- педагогического образования в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Целью информатизации образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании через предоставление всем участникам образовательного процесса принципиально новых возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этой среды. Процесс информатизации является продолжительным во времени и касается практически всех сфер существующей системы образования. Он затрагивает как культурные образовательные традиции, коренные проблемы философии образования, так и педагогическую практику; требует создания капиталоемкой информационной инфраструктуры, выполнения значительного объема организационно-методической работы и научных исследований [20, с. 97-98].

Для успешного осуществления процесса информатизации необходимо всеобщее осознание важности этого процесса и того факта, что реальная информатизация каждого образовательного учреждения, каждого рабочего места невозможна без активного, заинтересованного участия в этом процессе преподавателей, администрации, органов управления сферы образования. Нужно преодолеть потребительское отношение многих преподавателей к информатизации их школ, колледжей, вузов, поскольку никто, кроме самого преподавателя, не сможет внедрить современные информационные и коммуникационные технологии в его уроки, лекции, практические и лабораторные занятия. При этом создание необходимых условий для разработки, системного внедрения и активного использования информационных технологий во всех сферах деятельности системы образования становится сегодня одной из основных задач органов управления образованием. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы в сфере образования. Традиционная система образования переживает сегодня «второе рождение» благодаря применению дистанционных образовательных технологий. Они настолько активно и повсеместно внедряются в деятельность различных образовательных учреждений, от средних школ до вузов, что специалисты в области образования все чаше говорят о дистанционном обучении как образовательной технологии будущего [21, с. 114-115].

Дистанционное обучение является относительно новой образовательной технологией с точки зрения времени ее появления. Прародителем дистанционного обучения считается заочное обучение, когда обучающийся получал по традиционной почте комплект учебных пособий и перечень заданий (набор упражнений, задач, экспериментов для самостоятельной работы) и должен был выполнить их за определенное время. С преподавателем обучающийся встречался только на экзаменах. Дистанционное обучение позволяет человеку получить качественное образование, подчас расположенного за 4 сотни километров от места проживания обучающегося. Обучаясь дистанционно, обучающийся может одновременно учиться в другом образовательном учреждении (колледже, институте, университете), например, очно, или совмещать учебу с работой.

Дистанционное обучение очень удобно для людей, желающих получить новую специальность или повысить квалификацию без отрыва от основной работы. Оно удобно для занятых людей, а также для тех, кто имеет ограничения по состоянию здоровья или проживает в удаленных пунктах или там, где нет соответствующих учебных заведений. Таким образом, дистанционное обучение естественным путем «вписывается» в традиционные формы образования, в то же время, обладая рядом особенностей. Принципиальная особенность дистанционного обучения состоит в том, что образовательное учреждение, гарантирующий качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, и обучающиеся являются разделенными пространственно, но при этом обучающиеся и преподаватели находятся в постоянном взаимодействии, организованном при помощи средств телекоммуникационных технологий. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться, имея при себе набор средств обучения (методические указания, учебные пособия и учебники на бумажных и электронных носителях и т.п.).

Обучающийся в процессе обучения занимает активную позицию, что влечет за собой большую эффективность усвоения материала, а также более экономное использование времени обучающегося, так как учебный процесс проходит в удобном для него месте, в удобное время и более эффективном режиме. Не требуется обязательное присутствие обучающегося в аудитории в строго определенные расписанием часы. В дистанционном обучении очень важно понять, что, как и в любой другой образовательной системе, здесь происходит взаимодействие преподавателей и обучающихся, и обучающиеся между собой. Это взаимодействие происходит с 5 использованием различных информационных и коммуникационных технологий, например, традиционные средства обучения на печатной основе (учебники) используются для знакомства с новым учебным материалом, электронная почта – для обеспечения связи преподавателей со обучающимися (рассылка заданий и выполненных работ, индивидуальные консультации). В дистанционном обучении затруднительно управлять учебным процессом вручную, как это делается при традиционной (очной) форме обучения. Удаленность обучающегося от преподавателя и асинхронность их общения, наличие, как правило, новые формы представления учебной информации, организации самостоятельной работы и тестирования являются основными факторами, осложняют обычные формы ведения учебной документации и администрирования учебного процесса [22].

В   организации   дистанционной             системы          образования        можно выделить три ее основные уровни:

  1. Локальный (образовательное учреждение);
  2. Региональный;
  3. Глобальный (страна, несколько стран).

Второй      и      третий      уровень     обладают   существенными преимуществами.

Большое количество разработчиков позволяет:

  • повысить качество обеспечения;
  • выработать единый подход в разработке критериев усвоения предмета;
  • быстрее внедрить передовой педагогический опыт у достижения науки и техники в учебный процесс.

Недостатками являются: трудности в организации деловых контактов разработчиков, многообразие взглядов и интересов специалистов на изучаемые дисциплины, человеческий фактор.

Рассмотрим более подробно эти уровни. Локальный уровень является фактически подготовительным этапом создания настоящей системы дистанционного обучения. На нем отрабатываются основные элементы будущей педагогической технологии.

Этот этап в значительной степени облегчается схожестью функций дистанционного и классического образования, которые можно объединить в две группы:

  1. проведение учебного процесса (передача и усвоение знаний);
  2. организация документооборота учебного заведения.

Для дистанционного обучения вторая группа может быть декомпозирована на документооборот собственно в учебном заведении и документооборот в рамках распределенной образовательной системы. Вопросы организации учебного процесса и организации документооборота, в том числе его автоматизации, достаточно долго и многократно разрабатывались и перерабатывались в рамках различных образовательных учреждений. Даже выделен специальный класс подобных систем автоматическая система управления. Для дистанционного образования более актуальным на этом уровне становится создание специализированных подразделений, которые будут заниматься только вопросами дистанционного обучения, взаимодействуя с другими, уже существующими в рамках учреждения, структурами. Полноценное дистанционное обучение предполагает создание сети территориальных центров-представительств. Наличие таких центров позволяет сочетать сетевую технологию дистанционного обучения с кейс-технологией в рамках единой системы дистанционного обучения. Такое сочетание обусловлено еще и тем, что в ряде случаев, сетевое обучение невозможно проводить из-за отсутствия технических возможностей. Независимо от методики дистанционного обучения, общим остается то, что необходимо обеспечить организацию учебного процесса, доставку соответствующих учебно- методических материалов и организовать информационную поддержку всех административных структур распределенного учебного заведения. Вместе с тем большинство из размещенных в сети образовательных материалов олицетворяет педагогику в достаточно примитивном ее проявлении и выполняет большей частью декларативную или представительскую роль. Наибольшие трудности в дистанционном образовании, как правило, представляют не технические проблемы, а чисто дидактические, связанные с построением программ обучения. Сложившаяся стихийная организация дистанционного обучения обучающихся для деятельности в непроизводственной сфере страдает однообразием и его бессистемное включение в очную и заочную систему подготовки обучающихся является малопродуктивным. При этом состояние современной системы профессионально-педагогического образования предоставляет неравные возможности для реализации разных моделей, значительно сужая функциональный спектр дистанционного образования. Применяемые сегодня модели обеспечивают скоростную подготовку необходимого для разных сфер промышленного и социального производства кадров, но не работают на перспективу развития различных отраслей народного хозяйства, требующего качественно иной подготовки специалистов [23, c. 14].

Новая дидактическая категория «умение обучаться в процессе дистанционного обучения» — это сложный комплекс умений когнитивной обработки учебного материала, представления его в наглядно-образной форме и в форме алгоритмов для исполнителя, умений находить наиболее эффективные методы преобразования информации, работать с компьютерами.

Дидактические условия нормального функционирования системы дистанционного образования предполагают готовность обучаемого к обучению в условиях дистанционного образования, а именно: владение необходимым и достаточным уровнем информационной культуры и знаниями методических особенностей обучения в условиях педагогических технологий. Для дистанционного образования в разной мере применимы те дидактические системы, которые традиционно реализуются в очном обучении. Они могут применяться в разных вариантах взаимодействия преподавателя, обучаемого и учебного материала.

Наиболее характерными вариантами являются:

  • обучение в форме дополнения к личным встречам обучаемого и обучающего, т.е. специалиста, курирующего образовательный процесс;
  • обучение с полной заменой личных встреч взаимодействием с обучающим средством, сопровождаемое жесткой системой отслеживания результатов обучения и оперативной обратной связью. В этом случае жестко задаются не только познавательные задачи, но и последовательность их решения, способы выполнения действий и представления результатов;
  • обучаемому предоставляется свобода выбора самой образовательной программы и темпа обучения в соответствии с его познавательными возможностями, интересами, направленностью личности.

При разработке дидактической системы дистанционного образования необходимо учитывать множество факторов. Для уменьшения стохастичности процесса, предотвращения ошибок и необоснованных решений следует ввести понятие образовательного пространства. Его можно определить, как существующее в социуме «место», имеющее определенные размеры и обязательные атрибуты образовательного назначения: лица, желающие получить образование; лица, оказывающие образовательные услуги: носители и источники содержания образования; образовательные учреждения; материально-техническая база образования и др.

Описанием образовательного пространства может служить совокупность соответствующих статистических данных. Их перечень, количественные и качественные показатели позволяют оценить образовательные пространства, сравнить их между собой и нормативами (квалификация преподавателей обеспеченность учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения и т.д.).

Существующие разработки в области теории дистанционного образования носят фрагментарный характер, часто слабо связаны с общепедагогическими теориями, что в значительной мере происходит потому, что инициаторами и исполнителями разработок по дистанционному образованию являются в большинстве специалисты с техническим образованием. Это объясняется тем, что технической и информационной основой дистанционного обучения являются средства новых информационных технологий, оценить и использовать возможности которых и использовать в системе образования на данном этапе может в большей степени специалист с инженерным образованием [24, c. 67-68].

Анализ современных педагогических теорий позволил сделать вывод, что педагогической и методологической базой дистанционного обучения может стать теория личностно ориентированного образования. Для обеспечения педагогической эффективности дистанционного обучения, прежде всего, необходимо, чтобы к ним реализовывались не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы. К числу последних можно отнести следующие: интерактивность; потенциальная избыточность учебной информации; нелинейность информационных структур и процессов; комплексное использование средств мультимедиа и сетевых технологий.

Учебный процесс в системе дистанционного образования, имеет специфические особенности, нехарактерные для других форм обучения. Он отличается по контингенту обучающихся, целям, содержанию и способам его представления, мотивации, структуре и срокам. Все это позволило выделить дистанционное обучение как самостоятельную форму, занимающую определенное место в структуре высшего образования. Принципиально важным является глубокое изучение новой роли преподавателя в дистанционном обучении. Уже сейчас очевидно, что традиционные педагогические функции разделяются между педагогом – методистом-автором курсов, которыми необходимо наполнить образовательную среду и педагогом – организатором-интерпретатором курса, которого называют также тьютором. Формально разграничение их функций представляется достаточно ясным. Однако на практике их неизбежное взаимодействие порождает сложный комплекс профессиональных, методических, межличностных проблем. Кроме того, в этом блоке появляется и третье, действующее лицо – методист-программист, который должен перевести содержание подготовительного курса в электронную форму, что как показывает практика, является проблемой не только технической [24, c. 17].

Развитие теоретической базы дистанционного образования, как компонента непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества предполагает проведение фундаментальных исследований педагогической науки в области разработки научной базы информатизации общего, профессионального и дополнительного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества на базе комплексного решения педагогических (в том числе, дидактических, методических), технологических, программно-аппаратных проблем развития.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 2.СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ