3.3 Методические рекомендации по реализации дистанционного обучения в системе профессионально- педагогического образования

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные                               информационные                               ресурсы,                               электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели:

  • полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя);
  • частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя).

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством данной оболочки (платформы). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения обеспечивается функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные                                образовательные                             ресурсы,                                                      совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся. Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников           и          обучающихся           к                             информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий. Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественнонаучного цикла могут использоваться цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.

В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:

  • общего назначения (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео и аудио редакторы);
  • учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения. С помощью системы дистанционного обучения (далее — СДО):

  • разработчики образовательных программ: авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;

  • педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;
  • администрация организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
  • обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;
  • все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в организации, осуществляющей обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией, на основании договора. Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:

  • разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;
  • педагогический работник должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для обучающихся, педагогический работник обращается к разработчику курса);
  • должна быть обеспечена возможность загрузки курсов в том числе в формате СДО «Moodle»;
  • должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора «ленты времени», построения схем и другого;

  • должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;
  • все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
  • должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;
  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников).

При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика образовательной программ реализуемой с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Модели внедрения электронного дистанционного обучения. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, можно организовать по следующим формам:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат- кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и обучающихся.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Преподаватель для организации дистанционного урока создает собрание.

Программа Microsoft Lync автоматически генерирует ссылку, которую преподаватель пересылает всем участникам собрания. На своем рабочем месте обучающийся выходит на урок в гостевом режиме. Для этого он копирует ссылку на собрание и вставляет ее в адресную строку браузера Internet Explorer (версия не меньше 8.00) и попадает на урок. Обучающийся имеет возможность видеть и слышать педагога, а также других участников. Также может общаться во время урока не только с преподавателем, но и друг с другом. Одновременно можно проводить on-line уроки с виртаульной группой (в зависимости от пропускной способности канала доступа к сети Интернет до 250 участников). Преподаватель имеет доступ к рабочему столу обучающегося, может демонстрировать работу на своем рабочем столе или интерактивной доске. Это использование возможностей электронно — образовательных ресурсов: показ презентации и видеофрагментов, демонстрация опытов, тестирование, проведение лабораторных работ и так далее. Во время урока преподаватель может инициировать опрос обучающихся, например, с выбором ответа, которое встроено в MS Lync. Также всем участникам доступно общение во встроенном чате.

Формы проведения виртуальных уроков весьма разнообразны, это и: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных

носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации, сетевой педагог может создавать уроки самых разных типов — в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

Системы, форматы и инструменты дистанционного обучения

Инструменты и сервисы взаимодействия преподавателя и обучающегося в условиях дистанционного обучения. Для использования всех ниже рассматриваемых инструментов необходимо наличие микрофона, веб-камеры и доступа в Интернет.

  1. Skype дает следующие возможности:
  2. обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен);
  3. доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
  4. дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до 50 учеников одновременно);
  5. есть функционал демонстрации экрана компьютера;
  6. дает возможность обмена файлами;
  7. загрузка   записи   урока   на           компьютер             и          другие           гаджеты сохраняется до 30 дней.

2.  Microsoft Teams:

  • доступен на различных платформах (Apple, Android, Windows);
  • обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен);
  • дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до 300 обучающихся одновременно);
  • есть функционал демонстрации экрана компьютера;
  • возможность совместной работы учителя и учеников с файлами различных расширений (Word, Excel, PowerPoint и др.);
  • файловое хранилище до 10 Гбайт;
  • возможность     формировать     план     событий     и задачи (интегрирован с Outlook).

  • Zoom (время проведения эфира ограничен 40 минутами):
  • обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен);
  • доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
  • дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до 50 обучающихся одновременно);
  • есть функционал демонстрации экрана компьютера;
  • дает возможность обмена файлами; — загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты сохраняется до 30 дней;
  • есть возможность использования виртуальной доски.

Если социальные сети как таковые хорошо подходят для индивидуального обучения и обучения в рамках класса, то, когда речь идет о масштабах учреждения, здесь возникает необходимость создания системы дистанционного и электронного обучения. Системы дистанционного и электронного обучения (решение для школ):

  • Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Представляет собой сайт дистанционного и электронного обучения. Moodle это свободный программный продукт, который необходимо скачать, развернуть и администрировать.

Moodle позволяет:

  • создавать и управлять курсами;
  • отслеживать доступ к курсам и элементам курса; — отслеживать прохождение курса;
  • размещать контент различного формата. Инструменты Moodle:
  • лекции с обратной связью;
  • поддерживает 15 типов тестовых заданий (вплоть до создания кейсов);
  • традиционные задания, которые учитель может сформировать при переписке с учеником с закреплением необходимого материала;
  • средство обратной связи (возможность создания форума, использовать внутренний чат).
  • Moodle cloud. В отличие от Moodle не требует установки и дает возможность проводить видеоконференции. Не требователен к Интернету. Количество бесплатных участников до 50 обучающихся, что оптимально подходит для небольших образовательных учреждений или их филиалов.
  • Learme. Базовый вариант (бесплатный тариф) позволяет подключить до 20 обучающихся и разместить материалы не более 3 дисциплин. Присутствуют все функционалы, которые характерны для Moodle.
  • Google Classroom объединяет в себя все сервисы Google (автоматически создает на диске Google папку). На данной платформе можно создать свой класс, организовать запись обучающихся и обратную связь с ними, делиться с обучающимися необходимым учебным материалом, размещать задание и оценивать их.

Рекомендации педагогу по реализации дистанционного обучения:

Этап I. Определение целевой группы, которую предполагается обучать дистанционно. Перед началом обучения необходимо выявить целевую аудиторию, на которую будет сориентирован учебный процесс. Если их будет несколько, то важно учитывать специфику групп при построении и проведении дистанционного курса. Целевые группы могут быть следующими:

  1. Ученики общеобразовательных школ.
  2. Студенты, слушатели, обучающиеся дистанционно. В первом случае на дистанционную основу нужно будет переводить не целый курс, а лишь его часть (дистанционные модули), при этом оставляя сложные теоретические темы, практикумы и контроль на очное обучение.

Во втором случае следует строить полный дистанционный курс с теоретическими и практическими занятиями, организовывать дистанционный контроль. Целевые группы могут быть выделены по возрасту: Студенты, слушатели младших курсов, без опыта или с небольшим опытом обучения в сети. Студенты, слушатели старших курсов, с большим опытом обучения в сети. Здесь при разработке курса необходимо учитывать степень ответственности обучающихся и их способность к самостоятельной работе. Целевые группы могут быть созданы по умениям:

  1. Уверенные пользователи персональным компьютером (ПК).
  2. Неуверенные пользователи ПК. Для группы неуверенных пользователей нужно заранее включить в курс всевозможные инструкции, которые снимут часть организационных вопросов (как сделать автоматическую подпись в почтовом ящике, регистрироваться в форуме, присоединиться к вебинару, установить какую-либо программу и т. д.).

Таким образом, знание целевой группы поможет подготовить наиболее востребованный и доступный курс, что значительно сэкономит время при его проведении.

Этап II. Формулирование учебных целей дистанционного курса.

Цели дистанционного курса должны быть описаны для каждой учебной единицы курса (каждого учебного модуля) и обязательно доведены до сведения обучающегося. Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата. Например, «Используя методы веб-дизайна (условие), студенты должны уметь (результат) представить конкретный материал в виде веб-сайта (критерий)». Типичными для любого курса могут быть такие цели:

  1. Обеспечить обучающегося некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал.
  2. Научить ученика (студента, слушателя) понимать суть процессов и явлений.
  3. Сформировать у обучающегося умения рассуждать, давать оценки, анализировать и синтезировать.
  4. Привить профессиональные навыки, которые характеризуют высшую степень готовности студента (слушателя) к профессиональной деятельности.

Этап III. Составление структуры и рабочей программы дистанционного курса. Рабочая программа дистанционного курса составляется на основе учебной программы по данному очному курсу или профессионального стандарта. Наиболее удобна рабочая программа дистанционного курса, состоящая из модулей, которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения. Принципиальным отличием программы дистанционного курса от программы очного курса может стать внутреннее распределение часов по типам занятий (вместо лекций и семинаров в очной форме – работа по e-mail, телеконференция, форум, ICQ- консультации, работа с интернет- ресурсами, виртуальная группа (чат, видеоконференция)).

Модуль программы может состоять из учебных единиц, которые включают в себя:

  1. входной   контроль   (для             определения              начального             уровня подготовки);
  2. теоретические материалы;
  3. практические материалы;

  • самоконтроль (вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов);
  • мониторинг      учебной                деятельности    (для            проверки преподавателем).

В рабочей программе курса помимо модулей могут быть указаны следующие данные:

  1. используемые методы обучения;
  2. учебный график курса;
  3. учебные и методические материалы;
  4. необходимое оборудование;
  5. программное обеспечение,
  6. административная и техническая поддержка. На основе рабочей программы курса составляется календарно-тематический план курса с почасовой разбивкой на изучение каждой темы и указанием видов деятельности для проведения занятий.

Этап IV. Определение содержания и форм контроля знаний обучающихся дистанционного курса Организация дистанционного контроля знаний при обучении – очень важный этап. От правильно выстроенного контроля зависит качество знаний обучаемых, если контроль на дистанционном курсе выстроен педагогически грамотно и ведется систематически, а задания представляют собою такие формы, как написание текстов (отзывы, резюме, отчеты, рефераты, выступления в форуме, обсуждение в чате и т. д.), выполнение веб- квестов, проектов, составление схем, планов, классификаций и т. д., то в этом случае между обучающимся и преподавателем налаживается систематическое общение, которое часто проходит в режиме online и которое уже чрезвычайно сложно имитировать и выполнять за кого-то. Кроме того, опытный преподаватель сможет сопоставить текст, написанный обучающимся в чате или услышанный от него в ходе телеконференции, с присланным отзывом или отчетом. Любой контроль должен быть согласован с учебными целями модуля и его учебных единиц. В практике ДО часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга:

  • вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении);
  • вопросы, требующие кратких ответов (например, определить ключевой термин, вычислить по формуле);

  • вопросы, требующие развернутых письменных ответов (для проверки умений и навыков) – статьи, резюме, анализ;
  • ситуационные   вопросы   и   задания,            позволяющие    оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, в

ДО целесообразно включать такие формы контроля, как:

  • отчеты и рефераты;
  • веб-квесты;
  • телеконференции;
  • проектную деятельность;
  • портфель студента, слушателя;
  • анкетирование.

Контроль знаний в ДО может выполняться в режимах онлайн и офлайн. Реализация дистанционного курса должна сопровождаться и заканчиваться контролем успеваемости обучающихся с помощью различных средств ИКТ: электронной почты, телеконференций как асинхронных (форум, вики-вики, списки рассылки, твиттер), так и синхронных (чаты, видеоконференции), взаимоконтроля внутри учебной группы, самоконтроля. Основная цель контроля в рамках обучения на курсе – выявление уровня сформированности компетенций, обучаемых при создании ими образовательных продуктов.

Этап V. Разработка учебного материала дистанционного курса.

Автору курса необходимо сначала представить себе содержание и формы контроля по модулям курса, а уже потом разработать теорию. В таком порядке это делать значительно удобнее, чем сначала создать дистанционный курс, а потом придумывать формы дистанционного контроля. Количество модулей зависит от объема курса. В модуль объединяются темы для изучения, близкие по содержанию. По итогам изучения модуля удобно организовывать контроль.

Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы:

  • учебные цели;
  • содержание;
  • график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;
  • список литературы;
  • текст   с   рисунками,   таблицами,            графиками,                  фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео;

  • практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;
  • виртуальные   (или   с   удаленным            доступом)       лаборатории              и тренажеры;
  • задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося;
  • задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем;
  • дополнительные       электронные                учебные                    материалы (справочники, словари, программы и т. д.);
  • глоссарии, указатели и т. п.

Это наиболее полный список элементов модуля, структура модуля зависит от специфики дисциплины. На практике один модуль содержит примерно половину от этого списка элементов. При реализации данного этапа разработчику дистанционного курса важно тщательно отбирать содержание, перерабатывать его в удобный для восприятия обучающимся вид, подбирать наглядный материал. Логика построения дистанционного курса во многом зависит от той аудитории, для которой он создается. Разработка дистанционного курса заканчивается его апробацией.

При проведении курса могут быть задействованы следующие сотрудники:

  • дистанционный преподаватель (непосредственное проведение занятий с обучающимися);
  • менеджер дистанционного курса (прием заявок, оформление документации, формирование групп, решение организационных вопросов, выполнение заданий в срок, график пересдач заданий и т. д.);
  • системный администратор (работа локальной сети и обеспечение доступа к сети Интернет, установка необходимых программ, антивирусная защита, безопасность информации и т. д.).

Структура дистанционного курса зависит от его цели и содержания и может состоять из набора необходимых частей.

Основные структурные модули курса:

  1. вводный организационный модуль (краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к аппаратному и программному обеспечению);
  2. административный модуль (доска объявлений, регистрация, распределение по группам, расписание основных мероприятий, тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности);

  • представительский модуль (автор курса, преподаватель курса, обучающиеся, координатор курса, системный администратор);
  • учебный модуль (теоретические материалы);
  • модуль интерактивного взаимодействия (форумы, чат, твиттер,

e-mail, блоги, вики-вики, видео-, телеконференции);

  • модуль контроля (контрольные, практические работы, веб- квесты, тесты);
  • библиотека и медиатека (мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, глоссарии, ссылки на литературу, интернет-источники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей);
  • модуль рефлексии (входное и выходное анкетирование учащихся, рефлексия по каждому модулю). Качество разработки дистанционных курсов – это профессиональная ответственность каждого автора-разработчика за свой курс.

Сегодня в педагогике наметилось несколько новых тенденций в подготовке дистанционного курса:

  1. В ходе обучения на дистанционном курсе обучающийся должен не только знать, понимать, применять, но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.
  2. На этапе проектирования курса автору важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания, которые будут развивать именно эти умения.
  3. После подготовки заданий автору курса необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий). Материал теории для курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью.
  4. Важно ориентировать обучающегося на получение результата

– образовательного продукта, который в итоге оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по курсу. Логика построения дистанционного курса начинается с определения перечня умений, которые сформируются у обучающегося по итогам. Далее преподаватель формулирует компетенции по каждому умению. Следующий этап – составление заданий, которые будут нацелены именно  на               отработку         выше                сформулированных      компетенций.               И только после разработки               заданий преподавателю                  необходимо подобрать краткий теоретический материал, который необходим для выполнения    каждого        задания.                  Причем следует понимать,          что                 в теорию          курса     продуктивнее                включать       максимум               наглядности (видеоролики, схемы, таблицы, рисунки, которые могут быть размещены как на сайте курса, так и в различных средах – сетевых сообществах, электронных библиотеках, тематических сайтах и т. д.), а не только текстовые лекции.

Этап VI. Подготовка инструкций для дистанционных обучающихся.

В начале курса преподаватель составляет инструкцию по обучению на дистанционном курсе. Она должна быть написана на дружественном языке (без наукообразных терминов) и включать следующие сведения:

  • главное в изучении курса;
  • порядок изучения курса;
  • место   и   роль   курса   в            образовании        ученика    (студента, слушателя);
  • что ожидает обучающегося в процессе изучения курса;
  • режим работы над курсом;
  • сроки выполнения заданий;
  • адреса отправки контрольных заданий;
  • формы контроля знаний, используемых в курсе;
  • критерии успешного завершения работы над курсом;
  • условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса;
  • адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем.

Этап VII. Оценка дистанционного курса и коррекция учебных материалов.

Готовый   дистанционный   курс    необходимо  оценить   по ряду критериев.

Способы оценки курса:

  • рецензирование учебных материалов коллегами- преподавателями или специалистами, обсуждение на заседании методического объединения и т. д.;
  • проведение отдельных лекций, семинаров дистанционного курса со студентами, коллегами в дистанционной форме и последующее обсуждение на заседании МО, ЦК или семинаре. При оценке курса необходимо обращать внимание на следующие критерии:
  • правильность формулировки учебных целей модулей и учебных единиц;
  • наличие ошибок в изложении учебных материалов;
  • актуальность материалов, приводимых в качестве примеров;
  • точность   формулировок,            адекватность                        принятым            нормам, стандартам;
  • современность практических заданий и упражнений;
  • пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам;
  • четкость, ясность, доступность излагаемого материала для обучающегося;
  • наличие   наглядности   (таблицы,            графики,  иллюстрации) в доступных формах;
  • соответствие содержания и практической части курса учебным целям курса;
  • телекоммуникационность курса (связь с преподавателем). Данные требования могут быть оформлены в виде таблицы.

Каждому критерию целесообразно присвоить количество баллов. На семинаре можно организовать коллективное обсуждение разработанных дистанционных курсов с выставлением баллов. Таким образом будет составлен рейтинг дистанционных курсов, по внутренней оценке, на основе которого администрацией могут быть премированы авторы курсов.

Этап VIII. Тьюторская поддержка.

Процесс ДО может быть организован разными способами:

  1. Дистанционный преподаватель – студент, слушатель. В этом случае преподаватель взаимодействует напрямую с обучаемым.
  2. Дистанционный преподаватель – группа обучающихся, находящаяся в одном учебном заведении, поселке, городе, имеющая возможность собираться вместе для обучения. В этом случае для организации работы группы целесообразно использовать тьютора (или локального координатора). Таким образом, схема в идеале выглядит так: дистанционный преподаватель – тьютор – группа обучающихся. Обязанности тьютора заключаются в организации связи между преподавателем и обучающимися. Тьютор не должен вмешиваться в учебный процесс. На этапе проектирования курса автору необходимо предусмотреть роль тьютора. Специально для тьютора необходимо составить инструкцию (или методичку) по проведению курса.

Этап IХ. Публикация дистанционного курса на сайте.

Публикация дистанционного курса – это совместная работа разработчика и web-мастера. На сегодня существует много возможностей для размещения дистанционного курса: облачные сервисы, сайты организаций, системы дистанционного обучения

(СДО), которых на образовательном рынке представлено множество (WebTutor, Прометей, Moodle, Sakai, Электронный университет, WebCT, BlackBoard, Доцент, Компетентум., Инструктор, Компетентум., Магистр, ShareKnowledge, SharePoint Learning, KiteLearning Server 3000, Adobe Connect, IBM Lotus Learning Management System, IBM Workplace Collaborative Learning, SumTotal, Clix, TraingWare, 1C, Mirapolis, SharePointLMS, JoomlaLMS, AcademLive и др.).

При публикации курса в сети Интернет автору и web мастеру необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Желательно сохранить разбивку учебного курса на модули и учебные единицы.
  2. Необходимо продумать систему рубрик, меню, простой навигации по сайту, удобных гипертекстов и гипермедиа, немедленный доступ к любому элементу учебного материала
  3. Сайт курса должен содержать только материалы, относящиеся к теме обучения с уместным применение звуковых и анимационных эффектов, иметь привлекательный дизайн.
  4. Сайт курса должен быть технически ориентирован как на пользователей с высоким уровнем техники и доступа в Интернет, так и на пользователей с менее хорошими техническими характеристиками (модемный доступ к сети). Для этого необходимо предусмотреть вариативные задания, использование различных источников информации (вместо учебного фильма – ссылки на электронную энциклопедию, вместо видеоконференции – консультации в форуме и т. д.).

Этап Х. Использование готовых материалов при разработке дистанционного курса. Далеко не все наработанные для очного обучения материалы преподаватель может эффективно использовать при ДО. Например, такой вид контроля, как конспект, при ДО теряет свою ценность, так как со стороны обучающегося велика вероятность обычного копирования текста без осмысления. Использование при ДО уже имеющихся у преподавателя материалов по дисциплине (конспекты лекций, учебники, статьи), созданные для очного (заочного и др. форм) обучения возможно в том случае, если:

  • материал согласован с заявленными учебными целями курса ДО;
  • содержание материала соответствует теме обучения;
  • уровень изложения текста материала соответствует конкретной категории обучающихся (не слишком академичен и не слишком элементарен);
    • примеры и иллюстрации адекватны теоретическому материалу;
    • изложенный материал может вовлечь обучающихся в активную учебную работу;
    • имеются необходимые элементы сопровождения. Многие готовые материалы (учебники, статьи, видеофильмы) в курсе ДО могут быть использованы разными способами:
    • параллельно с основным учебным материалом (путем гиперссылки);
    • для предварительной подготовки к восприятию основного учебного материала;
    • как материал, поддерживающий основной учебный модуль В любом случае текст лекции для ДО должен отличаться от очной лекции. Он должен быть адаптирован для уровня обучающегося. Главное в лекции необходимо выделить цветом, другим шрифтом, начертанием. Текст важно структурировать, выделять абзацы, использовать списки, таблицы, графики, схемы. Все то, что педагог в ходе очной лекции может пояснить с помощью мимики и жестов, в тексте дистанционной лекции должно быть отражено в виде вставок, дополнений. Важно помнить о меняющихся данных, которые включаются в содержание курса (законы, теории, новости, ссылки на труды) и которые нужно обновлять каждый раз к новому проведению курса.

Этап ХI. Организация взаимодействия с обучающимися.

По завершении подготовки курса необходимо установить связь с учениками (студентами, слушателями) и обменяться адресами (сайт, электронная почта). После чего можно начинать дистанционное обучение.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 2.СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ